Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Круглый стол «Мир Ф.М. Достоевского: культурное наследие и его интерпретация» в Институте детства

Новости МПГУ

25 ноября 2021 г. состоялся круглый стол в формате онлайн «Мир Ф.М. Достоевского: культурное наследие и его интерпретация», посвящённый 200-летию со дня рождения классика мировой литературы.

Идея круглого стола – обсуждение романа «Подросток» – принадлежит заведующей лабораторией сценических практик кафедры психологической антропологии Института детства, руководителю студенческого театра «Навстречу» А.Е. Ростовской и режиссеру театра Л.В. Лосевой. Мероприятие было активно поддержано преподавателями кафедры – Е.П. Федоровой и И. Н. Воробьевой. В круглом столе приняли участие студенты дефектологического факультета (участники учебного студенческого театра), факультета начального образования Института детства, географического факультета.

Открывая мероприятие, Антонина Евгеньевна Ростовская отметила значимость события, отмечаемого в России и во всем мире в этом году: 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Она пригласила собравшихся к обсуждению романа «Подросток»: как откликается сегодня в ваше мире творчество великого русского писателя? Какие животрепещущие вопросы жизни, становления человека остаются актуальными и сегодня?

Елена Прокопьевна Федорова, доцент кафедры психологической антропологии, рассказала об истории создания романа, опубликованного в 1875 г., его основных идеях, проблематике и предложила обратиться непосредственно к тесту романа, перелистать его страницы. В своем выступлении она отметила, что четвертый роман «великого пятикнижия» писателя назван критиками одним из самых недооцененных и попросила студентов поделиться впечатлениями, опытом личной встречи с произведениями Ф.М. Достоевского. В ходе дискуссии участники круглого стола обсудили вопросы: чем привлекает роман «Подросток» сегодня; каковы трудности становления личности подростка во эпоху Достоевского и в наше время; как осмысляется Ф.М. Достоевским вечная проблема «отцов и детей» в романе.

Активное участие в дискуссии приняли студенты 5 курса географического факультета: Валентина Саврасова, Дмитрий Баклаженко, Алена Савиных, Павел Воеводин, Дарья Соковикова, Милана Новгородцева и другие. Валентина Саврасова, отметила: «К Достоевскому каждый человек приходит сам и его произведения не могут быть кем-либо навязаны. Роман «Подросток» не так известен, как другие произведения писателя, он не так часто оказывается в центре обсуждения. Обращаясь к тексту накануне круглого стола, я открыла для себя многое: в подростке каждый человек может увидеть себя, его мысли, сомнения, переживания, ведь они свойственны каждому человеку. Поэтому творчество писателя будет волновать всегда и останется актуальным». Павел Воеводин обратил внимание, что роман заканчивается многоточием: «Достоевский хотел показать тем самым связь с будущим временем, так как в его время он констатировал разложение семьи как социального института, а спасение он увидел в вере (в вере не в том смысле, что слепое поклонение)– как необходимое следование некоторым моральным нормам. Во-вторых, подростки, как новое поколение, призваны спасти семью в будущем».

Ирина Николаевна Воробьева, старший преподаватель кафедры психологической антропологии предложила рассмотреть и обсудить иллюстрации к роману «Подросток» художника Михаила Григорьевича Ройтера: сравнить образы в романе и образы, представленные в графических работах художника. Иллюстрации нашли живой отклик у собравшихся. Участники круглого стола отметили, что художнику удалось ярко передать эмоции, чувства и переживания героев романа.

Учебный театр «Навстречу» представил свою творческую сценарную разработку для будущего спектакля по мотивам романа «Подросток», которая готовится к постановке и пригласили собравшихся к участию в нем.  Людмила Владимировна Лосева, режиссер студенческого театра, отметила: «Мне было удивительно, как много ребят знакомы с произведением писателя, они имеют свой взгляд на раскрываемые в романе «Подросток» темы, причём у всех он отличается, ребята смело высказывают свои суждения».

Антонина Евгеньевна Ростовская, резюмируя итоги круглого стола поблагодарила всех за включение и неравнодушное обсуждение романа, она отметила: «через приобщение студентов к культурному наследию творчества Ф. М. Достоевского появляется возможность открытия своего внутреннего мира, воспитания в себе высших человеческих ценностей. Через прикосновение к классике мы открываем и миры Другого».

 

  Текст и фото: Е. П. Федорова, Л.В. Лосева

 

26 / 11 / 2021

Показать обсуждение