13 сентября в рамках Международного инклюзивного театрального фестиваля в поддержку Нижегородского театра для неслышащих детей «ПИАНО» состоялся круглый стол-дискуссия «Педагогика слуха». Участники дискуссии: педагоги и представители администрации «Школы-интерната для глухих детей» Нижнего Новгорода, директор школы, к.п.н., Кутовая Е.А.; руководитель театра «ПИАНО», заслуженный работник культуры РФ, лауреат государственной премии Президента Российской Федерации (2017) Чикишев В.Н. Среди приглашенных спикеров – представители научного сообщества: к. психол. наук, профессор Обухов А.С.; д. психол. наук, профессор Лобок А.М., вице-президент издательства «Просвещение», к .психол. Соловейчик А.С., а также сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ: к. психол. н, доцент Адамян Л.И., к.филол.н., доцент Адамян Е.И., ст. преподаватели Гаврилова О.Я., Колосова Е.Б., ассистент Жукова Е.В.
Преамбулой к разговору послужило интерактивное выступление детей – участников театра «ПИАНО», в основе которого был положен принцип импровизации: музыкальной – маэстро, приглашенный гость – свободно музицировал ; игровой – дети исполняли художественные номера и демонстрировали игровые техники на основе свободного выбора ; фабульной: зрители превращались в участников и вовлекали в активное действие всех присутствующих в зале. Таким образом, тематика Диалога, возможности педагогам и детям с особыми образовательными потребностями (в частности, детям с нарушением слуха) вступать в свободное творческое взаимодействие было явлено активным, деятельностным способом.
В ходе круглого стола участники обсудили вклад театра «ПИАНО» в развитие отечественной инклюзивной театральной педагогики, более чем 33-летний опыт создания системы «продуктивного воспитания и образования» глухих детей с помощью педагогических инструментов, направленных, в первую очередь, на диалогическое взаимодействие детей, педагогов и зрителей, волонтеров, родителей, вовлеченных в практики театра. Поднимались проблемы подлинной и мнимой социализации, приоритетности психолого-педагогической работы над конструированием будущего ребенка с особыми потребностями или созданием насыщенной коррекционно-развивающей, образовательной среды и фокусировкой на «здесь и сейчас» особого ребенка, обсуждались трудности работы педагогов, связанные со сверхбыстрыми темпами изменения социальных запросов, «размытости» мира профессий будущего, не реалистичности ожиданий «подготовки ребенка к взрослой жизни», о которой сам педагог не может иметь четкого представления.
В контексте дискуссии был представлен исследовательский замысел д.психол. н., профессора А.М. Лобока о подготовке монографии «Педагогика слуха», в которой будет описан ряд «педагогических кейсов» и на их основе предложена теоретическая интерпретация инновационных практик инклюзивного театра «ПИАНО». Было объявлено также о плане открытия исследовательского, методического и учебного центра в рамках практикоориентированной системы непрерывного педагогического образования, базирующегося на площадке инклюзивного театра – «Академия ПИАНО».
Среди вопросов «на перспективу», волнующих участников дискуссии, были поставлены темы места и роли театральной деятельности в общей образовательной программе обучающихся школы-интерната, индикаторы результативности коррекционно-развивающего процесса; стратегии профессиональной коммуникации специалистов коррекционного профиля и дополнительного образования, опыт взаимодействия с родительским сообществом, система профессиональной ориентации и помощь в самоопределении детей, практикуемые в школе.
Представители кафедры психологической антропологии выражают благодарность директору школы-интерната Кутовой Е.А., художественному руководителю театра «ПИАНО» Чикишеву В.Н. за возможность погружения в пространство инклюзивной театральной импровизации и содержательную профессиональную дискуссию. В планах кафедры обсуждение возможности дальнейшего продуктивного сотрудничества в рамках совместной исследовательской и практической деятельности.
Текст подготовила: Колосова Е.Б.
Фото: Адамян Е.И., Жукова Е.А.