Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Крупный ученый, блестящий преподаватель»: к 135-летию со дня рождения Н.П. Грацианского  (1886-1945)

Новости

 

1 октября 2021 г. исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося историка-медиевиста, ведущего специалиста в области социально-экономической истории раннего и классического средневековья, профессора 2-го МГУ, заведующего кафедрой средних веков МГПИ имени В.И. Ленина Николая Павловича Грацианского.

Н.П. Грацианский родился  19 сентября (1 октября) 1886 г. в небольшом селе Ерлино Скопинского уезда Рязанской губернии в семье священника местной церкви. Первыми азами грамотности мальчик овладевал с помощью отца. Павел Алексеевич постарался как можно больше дать сыну в процессе домашнего образования. Мальчика учили иностранным языкам: живым и мертвым. До поступления в образовательное учреждение он уже основательно владел французским, немецким и латинским языками. В возрасте десяти лет Николай Грацианский был отдан родителями в Скопинское духовное училище, а затем продолжил учебу в Рязанской духовной семинарии. Выбор учебного заведения обусловливался главным образом тем, что дети церковнослужителей обучались в духовных учебных заведениях бесплатно и даже получали скромное пособие. Для Грацианских это было весьма существенно. Семья сельского священника не принадлежала к числу состоятельных. К тому же надо было растить и обучать трех мальчиков и двух девочек.

Историей будущий ученый заинтересовался в духовной семинарии, где ее преподаванию придавалось должное значение и где имелась библиотека со всеми новинками исторической литературы. Священнослужителем Грацианский становиться не собирался. Чтобы избежать неприятных объяснений, он досрочно окончил духовную семинарию. В 1906 г. Николай поступил на историко-филологический факультет Императорского Казанского университета, где под влиянием профессора В.К. Пискорского увлекся историей средневековья. Профессор, начавший работать в Казанском университете за полгода до поступления туда Грацианского, отметил его в числе наиболее старательных студентов: «Они кроме положенных рефератов представили своему руководителю конспекты изученных ими монографий по общеисторическим вопросам». Благодаря деятельности Пискорского, университетская библиотека обзавелась ценной литературой по истории Западной Европы.

Грацианский изучал средние века, новую и русскую историю. Кроме того, он прослушал несколько вспомогательных курсов – по философии, истории славян, философии и методологии истории, изучал древние и новые языки. С первого курса он занимался в семинаре выдающегося медиевиста профессора М.М. Хвостова – ученика П.Г. Виноградова. Он вел семинар по предыстории и истории Французской революции XVIII в. В этом семинаре Грацианский взялся подготовить два доклада: «Положение рабочего класса во Франции в XV–XVI столетиях» и «Опыт исторической характеристики Марии Антуанетты по ее письмам и мемуарам современников». Студенческая работа Николая Грацианского в 1908 г. была награждена золотой медалью и впоследствии была напечатана под названием «Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях». Занимаясь по русской истории у профессора Д.А. Корсакова, Грацианский подготовил реферат «Очерк истории завоевания Прибалтийского края меченосцами». Тема была навеяна недавними событиями на Балканах – аннексией Австро-Венгрией славянских княжеств Боснии и Герцеговины, сделавшейся возможной благодаря содействию Германии. Студент сопоставил «Хронику Ливонии» Генриха Латыша с данными по исторической этнографии народов Прибалтики и выявил ряд неточностей, содержавшихся в источнике.

В 1910 г. Николай Грацианский окончил университет с дипломом 1-й степени. В.К. Пискорский составил прошение об оставлении его при кафедре для приготовления к профессорскому званию. 1 января 1911 г. Грацианский был оставлен при кафедре всеобщей истории по истории средних веков сроком на 2 года. Из специальных университетских сумм ему было назначено содержание: 600 руб. в год. На 50 руб. в месяц существовать было трудно, и Николаю надлежало найти работу. После внезапной смерти В.К. Пискорского (в конце лета 1910 г. его насмерть сбил поезд в дачной местности под Казанью) научное руководство над Грацинским на кафедре взял М.М. Хвостов. Он познакомил ученика с московскими историками и, главное, содействовал в его устройстве на работу. Осенью 1910 г. по рекомендации Хвостова Грацианский был назначен преподавателем истории средних веков на Казанских высших женских историко-филологических курсах, вместо трагически погибшего Пискорского. Исходя из своего студенческого опыта, Грацианский считал одной из наиболее активных форм обучения практические занятия. И тут же столкнулся с нехваткой учебных пособий, необходимых курсисткам, поскольку в женских гимназиях латинский язык они не изучали. Создание учебных пособий преподаватель начал с перевода на русский язык известного историкам памятника – «Салической правды». В 1911 г. Грацианский выпустил книгу «Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетий». В 1912 г. в Казани вышла «Салическая Правда» в переводе историка.

В 1914 г. Н.П. Грацианский   сдал магистерские экзамены и 17 июня того же года состоялось его зачисление в число приват-доцентов Казанского университета. Тогда же магистрант подал ходатайство о предоставлении ему заграничной командировки. Университет ходатайство поддержал, и соответствующие бумаги через управляющего учебным округом отправились в Министерство народного образования. Грацианский усиленно готовился к зарубежной поездке, в частности, практиковался в разговорной французской речи. Разрешение от министерства было получено, но воспользоваться им не пришлось – началась Первая мировая война. С сентября Грацианский приступил к выполнению обязанностей приват-доцента. Его лекции об эпохе Меровингов и Каролингов захватывали аудиторию. Студентам казалось, что перед ними выступает живой свидетель тех отдаленных времен, видевший Карла Великого. Внимание аудитории на его практических занятиях сосредоточивалось вокруг источников раннего средневековья. Читались и переводились труды Цезаря и Тацита о древних германцах. Занимаясь «Салической правдой» и «Капитулярием о поместьях», поземельными описями IX в., Грацианский приучал студентов самостоятельно мыслить и каждое суждение обосновывать источниками.

В октябре 1919 г. Народный комиссариат просвещения задумал ликвидировать Казанский университет, а его факультеты передать специализированным институтам. Решили, что там профессиональная подготовка студентов повысится. Во время Гражданской войны Грацианский продолжал преподавать в Казанском университете и 10 августа 1921 г. стал профессором. Ученый некоторое время провел в родном селе и в начале октября 1922 г. переехал в Москву. Сначала он преподавал на Пречистенских курсах. В 1923 г. получил должность профессора кафедры всеобщей истории на педагогическом факультете 2-го МГУ. В апреле 1923 г. Н.П. Грацианского избрали действительным членом Института истории РАНИОН (позже Институт истории АН СССР), где он трудился до ликвидации института 1 сентября 1929 г. Около года Грацианский работал в Институте истории при Коммунистической академии, затем был профессором на западном отделении в Высшем педагогическом институте, выделившимся из 2-го МГУ, но отделение института было вскоре ликвидировано. В последующем он вел небольшие курсы по истории техники в различных втузах Москвы.

В 1934 г., после постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о расширении преподавания истории и восстановления кафедр истории средних веков в университетах Москвы, Ленинграда и Горького уже известный ученый стал преподавателем в двух педагогических институтах: Московском государственном (МГПИ) и Городском, причем в обоих его утвердили заведующим кафедрой истории средних веков. В МГПИ он также возглавлял Ученый совет исторического факультета. В 1935 г. Грацианский опубликовал свой основной труд «Бургундская деревня в X-XII столетиях». По представлению Ученого совета МГПИ  23 февраля 1938 г. Аттестационная комиссия Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР утвердила Н.П. Грацианского в степени доктора исторических наук без защиты диссертации, с присуждением звания профессора.

Курс Николая Павловича по истории средних веков отличался ясностью конструкции и доступностью изложения самых трудных проблем при обилии фактического материала и широте концепции. Строгий на занятиях Грацианский вне аудитории становился демократичным и охотно разговаривал со студентами, подбадривая их в трудную минуту. Он очень серьезно относился к проведению экзаменов. На них он был требователен, хотя не придирался к деталям и не задавал вопросов, не относящихся к теме. Николай Павлович охотно делился со студентами результатами своих исследований, проводил общеинститутский факультатив «Всеобщая история», был инициатором и редактором первого выпуска «Ученых записок» исторического факультета МГПИ им. В.И. Ленина. Его перевод на русский язык «Салической Правды» до сих пор используется как учебное пособие на историческом факультете МПГУ. За успешную научно-учебную работу специальным приказом «Об итогах 1938/39 уч. г.» профессору Грацианскому была объявлена благодарность с вручением премии в размере месячного оклада.

Свою научную и педагогическую деятельность Н.П. Грацианский осуществлял также в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), а также в Институте красной профессуры. До 1932 г. преподавал в Калининском пединституте.  В 1938 г. руководство МГУ пригласило профессора на кафедру истории средних веков. Коллеги по работе оценивали научно-педагогический опыт выдающегося медиевиста как «крупный ученый, блестящий преподаватель». Грацианский обладал колоссальной эрудицией. Он хорошо знал множество исторических памятников, самых разнообразных и очень трудных. На заседаниях случалось слышать его замечания не только по вопросам средневековой истории, но и по практике римских землемеров, по некоторым темам из русской истории, – и каждый раз это делалось с поразительной эрудицией и знанием источников и литературы.

Н.П. Грацианский принимал активное участие в работе по перестройке среднего и высшего исторического образования – в создании учебной литературы по истории, в подготовке молодых специалистов, в проведении методических семинаров и консультаций. Грацианский – автор многих научных работ. Во всех работах, как популярных, так и чисто исследовательских Николай Павлович, прежде всего, – исследователь, добывающий истину путем тщательно проверенных умозаключений из конкретного материала источников. Он выработал новую методику исследования дарственных грамот, существенно отличную от методов западноевропейских историков. Многочисленные статьи Грацианского посвящены исследованию аграрной истории поздней Римской империи и раннего средневековья, истории древних германцев, западных славян. Историк создал научную школу, воспитавшую плеяду учеников со своим особым исследовательским почерком, которых разбросало по всей стране. Н.П. Грацианский сотрудничал с авторским коллективом первого издания «Большой советской энциклопедии», для которого написал статьи «Германия (Исторический очерк до начала XVI в.)», «Великое переселение народов», «Варварские государства», «Жакерия» и др.

В конце 1930-х гг., когда в связи с фальсификациями фашистами средневекового периода остро встал вопрос об изучении истории славянства, Н.П. Грацианский взялся за разработку проблем истории западных славян и немецкой агрессии против них. Ученый подверг сокрушительной критике фашистскую «историографию», правдиво описав борьбу славянских народов против немецкой феодально-католической агрессии. В предвоенное время острое политическое звучание получила его статья «Немецкий Drang nach Osten в фашистской историографии». Вместе с А.Г. Муравьевым он подготовил новый перевод исторического памятника «Салическая Правда». Кроме того, Грацианский составил краткие комментарии к источнику и написал введение. Подготовил новую редакцию в 1941 г., но опубликована она была только после его смерти.

В 1941-1942 гг. из Москвы были эвакуированы многие университеты и институты. Николай Павлович, невзирая на опасность, не покинул столицу и был в числе преподавателей, первыми возобновивших занятия. Фактически он был единственным преподавателем истории средних веков во всех московских учебных заведениях и осуществлял научно-методическое руководство работой сразу нескольких кафедр. К концу 1942 г. Н.П. Грацианский подготовил монографию «Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в средние века», которая была напечатана в сокращенном виде в 1943 г.

Научная и преподавательская деятельность Н.П. Грацианского получила всеобщее признание. За свои труды ученый был награжден Орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Москвы». В планы Николая Павловича входило множество незавершенных замыслов. Он собирался обобщить в виде большого труда свои изыскания по истории западного славянства и его борьбы с немецкой агрессией, надеялся еще поработать в архивах и на основании извлеченных данных написать труд по медиевистике, совершенно оригинальным не только по методу и выводам, но и по вновь открытым источникам.

Совершенно внезапно трагическая смерть оборвала жизнь Николая Павловича Грацианского. 4 ноября 1945 г. он был убит двумя выстрелами, когда шел от железнодорожной платформы Рассудово к своей даче. Преступление осталось нераскрытым. Поскольку ученый не был ограблен, существовала версия, что убийство совершили националисты. Сразу после окончания войны Николай Павлович ездил в Прибалтику, где было неспокойно, с лекциями о немецкой агрессии на этих землях в средние века. Похоронен Н.П. Грацианский на Введенском кладбище в Москве.

На церемонии прощания с трагически погибшим ученым звучало слово «рыцарь», которое Грацианскому удивительно подходило. Сама его внешность, открытый лоб, впалые щеки, энергичный подбородок – воссоздавали облик мужественного воина. Рыцарскими чертами отличался и его характер. Честный, принципиальный ученый смело ввязывался в диспуты и дискуссии, на которых твердо отстаивал свои взгляды, не боясь поднимать острые научные проблемы. Грацианский Николай Павлович принадлежал к тем интеллигентам, которые привнесли в советскую историческую науку и высшую школу все лучшее, что имела дореволюционная наука и университеты: добросовестное выполнение своих обязанностей и независимость взглядов. Историк оставил после себя большое научное наследие, но не оставил ни личного архива, ни воспоминаний или пространной биографии.

Ученый и педагог Николай Павлович Грацианский всей своей праведной жизнью заслуживает того, чтобы его не забывали.

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

 

 

 

 

 

 

 

01 / 10 / 2021

Показать обсуждение