Информация о преподавателе:
Ксения Владимировна Марчан,
доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций
Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ,
кандидат филологических наук
Курсы, которые читает:
Профессиональная этика журналиста
Деонтология журналистики
Резкий переход в дистант потребовал ото всех преподавателей перестраиваться, кому-то быстро нарабатывать новые компетенции, преодолевать компьютерную неграмотность, а кому-то актуализировать или приспосабливать имеющиеся знания, разнообразные навыки работы в социальных сетях. Насколько сложно было переходить на дистанционную форму обучения молодым преподавателям, которые в целом хорошо владеют современными технологиями? Этот вопрос мы задали Ксении Владимировне Марчан – молодому преподавателю Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования.
– Ксения Владимировна, скажите, пожалуйста, как вы восприняли быстрый и тотальный переход на дистанционную форму обучения? Что почувствовали, поняли?
– В условиях пандемии нам все было в новинку, поэтому и переход на дистанционную форму, можно сказать, «влился в общую струю»: пришлось мобилизоваться и включиться в работу. Поначалу это было сложно, но интересно.
– Как вы считаете, насколько оказались готовы к этой ситуации преподаватели, студенты, методические и технические службы университета?
– Мне кажется, к такому невозможно подготовиться. Несмотря на то, что все технические базы были готовы и мы в большинстве своем давно уже активно используем различные средства и каналы коммуникации в обычной практике, тем не менее мы попали в стрессовую ситуацию, это не могло не отразиться на процессе в целом. И тот факт, что зачастую образовательные платформы не выдерживали наплыва пользователей, как раз подтверждает мой тезис. Стресс не выдерживает даже техника, что уж говорить о людях.
– Какие уроки вы извлекли из своего опыта дистанционного обучения студентов? С
какими трудностями столкнулись? Что стало для вас особенно сложным?
– Главный урок, вернее мой вывод, заключается в том, что со студентами необходимо встречаться лично. Я и раньше использовала удаленный вариант работы, в частности, с курсовыми исследованиями, и всегда это шло параллельно с традиционными форматами образования. Но когда на «удалёнку» переходят все формы общения и обучения, то осознаешь ее ущербность: в первую очередь, из-за отсутствия непосредственного, невербального контакта. Ведь только личные встречи дают полное представление о человеке.
Теперь о трудностях: основное, и думаю, что со мной согласятся многие коллеги, –увеличение нагрузки (особенно это касается работы за компьютером). Лично мне пришлось тратить гораздо больше времени на проверку практических заданий, в частности, письменно комментировать каждому студенту его недочеты. В условиях учебной аудитории такое обсуждение проходит централизовано и более качественно, так как есть ответная реакция, вопросы, дискуссии.
– Какие перспективы вы видите в использовании дистанционных форм обучения студентов? Каковы в этой области могут быть стратегии развития каждого конкретного преподавателя, студента и всего университета в целом?
– Я думаю, что дистанционное обучение – прекрасное дополнение к традиционной системе образования, но не более. Вряд ли какие-то новые цифровые стратегии смогут стать полноценной заменой давно зарекомендовавшему себя формату. Все-таки живое общение – фундамент любого качественного образования.
Подготовила Екатерина Тихая, 1 курс РССО,
Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования