В Дербентском филиале МПГУ прошли дистанционные курсы повышения квалификации по программе «Образовательная деятельность педагогических и научно-педагогических работников по организации инклюзивного образования (пространства) лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в профессиональных образовательных организациях».
Инклюзивное образование в процессе своего внедрения сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды (наличие пандусов, одноэтажный дизайн школ, введение в штаты сурдопереводчиков, переоборудование мест общего пользования), но и с социальными трудностями, распространенными стереотипами и предрассудками, определяющими готовность или отказ педагогов принимать интеграцию.
Очевидно, что с учетом новых реалий существенно расширяются и повышаются требования к профессиональным компетенциям педагогических работников образовательных организаций высшего образования. Важным становится не только глубокое понимание сущности инклюзивного образования, потенциальных возможностей и способностей молодежи из числа лиц с ОВЗ, но и системный психолого-педагогический анализ их особых образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социума в целом.
В основе обучения лежит компетентностный подход. Программа была построена на следующих принципах:
– чёткая целевая направленность;
– адресность содержания; актуальность и научная достоверность материала;
– рефлексивно-деятельностный подход к построению образовательного процесса;
– возможность учёта индивидуализации образовательных маршрутов слушателей;
– возможность диагностики обученности слушателей;
-использование дистанционных технологий.
По итогам курсов дистанционного обучения, видеолекций педагоги познакомили тьюторов-консультантов с новыми подходами в области организации инклюзивного образованиях лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью; изучили нормативно-правовую основу организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в профессиональных образовательных организациях; получили знания методологических основ в области специальной психологии, современных проблем и организации специального и инклюзивного образования, особенностей рече-коммуникативной деятельности лиц с ОВЗ, социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; сформировали навыки эффективного общения с лицами с ОВЗ и (или) инвалидностью; расширили представления о технологиях организации инклюзивного образованиях лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью.