15 февраля 2023 г. на кафедре психологической антропологии Института детства состоялась защита выпускных квалификационных работ первого выпуска магистерской программы “Госпитальная педагогика”. Символично то, что защита проходила в День осведомленности о детском раке. В этой связи по окончанию процедуры защиты с видеообращением к уже защитившимся магистрантам выступил руководитель проектного офиса «УчимЗнаем» Шариков Сергей Витальевич, большой друг Института детства и идейный вдохновитель.
Анализ работ, которые были успешно защищены, позволяет сделать некоторые выводы.
Тематика работ в основном касалась осмысления специфики деятельности госпитального педагога – педагога, работающего с детьми, находящимися на длительном лечении в медицинском стационаре. В центре внимания магистрантов оказались проблемы профессиональной мотивации, формирования профессиональных компетенций госпитального педагога, специфика деятельности учителей-предметников, тьюторов, педагогов дополнительного образования. Серьезное внимание было уделено проблеме преодоления трудностей работы госпитальных педагогов, в том числе проблем профессионального выгорания путем повышения их жизнестойкости.
Большая группа работ была посвящена специфике работы госпитального педагога с детьми разных возрастных групп: с дошкольниками, младшими школьниками, подростками и старшеклассниками, находящимися на длительном лечении. Анализировались трудности работы педагога в процессе обучения, воспитания, социализации, в процессе формирования ценностных и профессиональных ориентаций. Особое внимание было уделено работе с дошкольниками, в том числе проблемам развития речи, адаптации детей к школе после возвращения из клиники. Здесь рассматривалась также проблема психолого-педагогической поддержки семьи.
Большой интерес представляет анализ методов работы госпитального педагога с детьми. Показана высокая результативность использования методов арт-терапии, технологии медиагерменевтики и т.д.
Обучение этой группы магистрантов продолжалось два с половиной года. Руководство исследовательской работой осуществляли преподаватели кафедры: Л.И. Адамян, зав. кафедрой психологической антропологии; Е.И. Адамян, доцент, к.филол.н.; И.Д. Демакова, профессора, д.пед.н.; Н.Б. Ковалева, доцент, к.психол.н.; Е.Б. Колосовой, ст.преподаватель; И.В. Лопаткова, профессор, д.психол.н.; Н.М. Родина, доцент, к.психол.н.; Е.В. Трифонова, доцент, к.психол.н.; А.Н Фоминова, профессор, к.психол.н.
Неоценимую помощь в подготовке к защите оказали рецензенты – преподаватели Института детства: К.Б. Вовненко, доцент кафедры сурдопедагогики и инклюзивного образования, к.психол.н.; О.А. Дружиловская, доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, к.пед.н.; Т.Н. Исаева, доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, к.пед.н.; А.В. Кроткова, зав. кафедры дошкольной дефектологии, к.пед.н.; Е.Ю. Рау, профессор, к.пед.н.; А.В. Сизова, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, к.пед.н.
Высокую требовательность в сочетании с доброжелательностью продемонстрировали Председатель ГЭК, д.психол.н. С.В. Феоктистова и члены комиссии: д.психол.н. Л.Б. Шнейдер; д.пед.н. И.Д. Демакова; к.филол.н. Н.М. Куриковалова; к.пед.н А.Ф. Лоскутов.
Преподаватели кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ сердечно поздравляет выпускников и желает им удачи в реализации жизненных планов на новом уровне образования.