26 ноября при Институте детства МПГУ открылись курсы повышения квалификации (КПК) педагогических работников детских садов с комбинированными и компенсирующими группами, а один из первых семинаров-практикумов прошел 1 декабря. Целью курсов является формирование у воспитателей и специалистов коррекционного профиля профессиональных компетенций, необходимых для совершенствования образовательного и коррекционно-педагогического процесса в контексте ФГОС дошкольного образования.
Курсы организованы под научным руководством заведующей кафедрой дошкольного образования – д.п.н., профессором Людмилой Адамовной Головчиц. Занятия ведут преподаватели кафедры: к.п.н., проф. Л.Р. Давидович, к.п.н., проф. А.В. Кроткова, к.п.н., проф. Н.В. Микляева и др.
В программе курсов: обучение педагогов навыкам проектирования рабочей программы специалиста и воспитателя в группе детского сада; планирования образовательного процесса и коррекционно-педагогической работы в контексте ФГОС ДО на год, месяц, неделю и день; разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми образовательными потребностями; использования личностно- и социально-ориентированных технологий организации образовательного процесса на основе ФГОС ДО; составления программы мониторинга образовательного и коррекционно-педагогического процесса и др.
Отдельный блок программы КПК связан с особенностями реализации коррекционного раздела образовательной программы детского сада или адаптированной образовательной программы для комбинированных и компенсирующих групп. Например:
- Организация коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.
- Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ОДА и др.
При этом специальный акцент делается на преемственности в дошкольном и начальном школьном образовании детей с ОВЗ в свете ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
Особенностью реализации данного содержания на практике является учетом запросов слушателей КПК и выбор оптимальных для них форм организации курсов, методов проведения лекционных и семинарских занятий. В частности, неподдельным интересом у практиков пользуются занятия с применением интерактивных методов и форм работы, социоигровой педагогики и кинезиологического комплекса для гармонизации работы полушарий головного мозга у детей с ОВЗ, практикумов по экспериментированию и творческих мастерских. Например, таким был семинар-практикум по формам организации игр-занятий с детьми на основе ФГОС дошкольного образования, который прошел 1 декабря 2015 года на базе Структурного подразделения №719 в ГБОУ г. Москвы «Образовательный центр на проспекте Вернадского».