С 25 по 27 ноября года в МГПУ проходила IX Всероссийская конференция памяти Л.А. Сулержицкого «Педагогика Искусства», где основной темой стала «Психология личности в терминах драмы». Экспертный совет конференции возглавляли выдающиеся театральные деятели: В.С. Собкин (руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, д. псих. наук, профессор, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник общего образования) и Е.Ю. Сазонов (театральный режиссёр, педагог, художественный руководитель легендарного Театра Юношеского Творчества (ТЮТ) в Санкт-Петербурге).
Лаборатория сценических практик (в лице ст. преподавателя кафедры и руководителя лаборатории А.Е. Ростовской, ассистента кафедры М.Е. Веселинова, и режиссера Учебного театра «Навстречу» Института детства Л.В. Лосевой) приняла активное участие в проектировочной сессии «Психология личности в терминах драмы», а также представила свою образовательную деятельность стендовым докладом на «Ярмарке возможностей театральной педагогики» с темой «Театральная педагогика в обучении студентов-педагогов МПГУ».
В своей презентации, лаборатория представила многолетнюю практику органичного действия на сценической модели действия и учебные форматы работы. Также сотрудники лаборатории подробно представили образовательные результаты обучении студентов МПГУ, прошедшие курсе «Сценические практики» – получение опыта создания События, освоение сценических ресурсов организации педагогической ситуации (тело, голос, пространство и ритмические структуры), получение опыта формирования педагогической позиции на модели прохождения пути от замысла до реализации индивидуальной сценической постановки.
Лаборатории удалось наладить контакт с разными группами, интересующимися театральной педагогикой – режиссерами и актёрами из профессиональных театров; родителями, пытающимися разобраться в театральной педагогике и заинтересовать театром своих детей; театральными экспертами, которые помогают сообществу театральных педагогов развиваться.
Конференция состояла из нескольких форматов – круглых столов, мастер-классов, научных семинаров, а также вербатим перформанса, созданного на основе результатов исследования причин участия подростков в театральных студиях (исполнила Театр-студия «Академия ХМ!»).
Творческий диалог и обмен опытом состоялся на проведённых мастер-классах по темам:
- «Метафора как путь познания». Ведущий Лора Макмак, к.п.н., преподаватель литературы, худрук театра-студии «MINIMA».
- «Опыты перформативности в театральной педагогике». Ведущий Владимир Бочаров, режиссёр, лауреат премии «Золотая маска».
- «Сторителлинг как образовательная методика». Ведущий Елена Носова, автор спектаклей Театра Сторителлинга Константина Кожевникова, драматург, член творческой команды Театра.doc.
Кроме разных практических техник педагогической работы, на конференции обсуждались и принципиальные для сообщества вопросы:
- Кто такой театральный педагог (просветитель и посредник в образовательном и культурном контексте)?
- Как наладить диалог с сегодняшними детьми (а не укладывать взаимодействие с ними в традиционную и устаревшую схему субъект-объектных отношений) ?
- Каким критериям должен следовать родитель при выборе театральной студии для своего ребенка?
- Как наладить диалог с родителями для продуктивного взаимодействия в развитии и становлении детей?
Так же участники конференции пришли к выводам о необходимости владения инструментами театральной педагогики педагогом любой направленности, а также о необходимости введения занятий по театральной педагогике в обязательную программу обучения будущих педагогов.
Конференция консолидирует театральных педагогов России, поддерживает инновации и передовой опыт в области театральной педагогики, вовлекает педагогическую и творческую общественность в проблематику современной педагогики искусства и театральной педагогики, освещает и распространяет имеющийся продуктивный опыт.