29-30 октября Лаборатория сценических практик кафедры психологической антропологии Институт детства в лице старшего преподавателя и руководителя лаборатории Антонины Евгеньевной Ростовской, ассистента кафедры Михаил Емилова Веселинова и режиссера Учебного театра «Навстречу» Института детства Людмилы Владимировной Лосевой представила сценический подход в педагогическом образовании – «Практика органичного действия».
Представление подхода состояло из нескольких частей – пленарного доклада, мастер-класса и тематической секции.
В первый день конференции в пленарной части А.Е. Ростовская выступила с докладом на тему «Создание образовательной ситуации: телесная практика органичного действия (на модели сценического действия)», в котором раскрыла представление о том, каким образом телесность становится ресурсом тьюторского действия и как она помогает в создании образовательной ситуации, а так же показала как практика органичного действия позволяет осваивать ресурс телесности.
В этот же день команда лаборатории провела практический мастер-класс «Телесная практика органичного действия как особый способ самоорганизации в создании образовательной ситуации», где через опыт погружения участников в практику, на телесной модели действия удалось зафиксировать разницу двух типов организации действия в ситуации неопределенности: один – с опорой на знание, опыт и представления; второй – с опорой на непосредственный контакт с ситуацией «здесь и сейчас». Участниками мастер-класса были как действующие и опытные педагоги, тьюторы и психологи, так и студенты бакалавриата и Серебряного университета. Участники отметили, что именно способ действия с опорой на контакт с ситуацией, позволяет адекватно и точно действовать при организации образовательной ситуации, но при этом очень сложно переключаться и перефокусироваться с собственных стереотипов действия.
30 октября команда Лаборатории провела секцию на тему «Образовательная ситуация: авторство и режиссура», которую вела А.Е. Ростовская. На секции были представлены следующие доклады:
- А.Е. Ростовская. «Сценическая площадка. Ресурсы тьюторской профессионализации»
- Л.В. Лосева «Становление авторской позиции в антропологической практике театрального деятеля, педагога и режиссёра Ежи Гротовского»
- И.В. Дылевская. «Сценические практики и театральная педагогика как ресурс работы тьютора с одаренными детьми в Университетской гимназии МГПУ»
- Н.Л. Дьяконова, С.Ю. Курбатова. «Оценка образовательной ситуации тьюторанта при помощи игротехнологий на диагностико-мотивационном этапе»
- М.О. Соловьева. «Практическое применение опыта саморежиссуры на сценической модели действия в профессионализации воспитателей школы № 1561 г.Москвы»
- Е. Попова. «Практика наблюдения за детьми в работе тьютора: какую информацию нам дает тело, поведение в игре, эмоциональные реакции, речь и как опираться на эту информацию в создании благоприятной образовательной ситуации»
- М.Е. Веселинов. «Опыт саморежиссуры на примере учебного курса «Сценические практики» студентов 1 курса ФНО МПГУ»
Конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве» является ежегодной и представляет собой событие, на котором Межрегиональная Тьюторская Ассоциация обсуждает проблемы, опыт и шаги развития тьюторского сообщества. В этом году в фокусе работы и анализа стала «образовательная ситуация», которая понимается как ситуация, в которой актуализируется личностный потенциал человека, проявляется и оформляется личный смысл учебной работы, образуются цели и готовность к их достижению. Конференцию открывали А.Г. Асмолов (д-р психол. наук, профессор, зав. каф. факультета Психологии МГУ) с докладом «Развитие личностного потенциала человека как стратегическая задача современного образования»; П.Г. Щедровицкий (к.филос.н., председатель наблюдательного совета некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого») и темой «Образовательная ситуация как проблема»; А.А. Попов (д.филос.н., генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование», зав. лабораторией компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ) с темой «Что считать образовательной ситуацией и действием, а что не считать таковыми?».