24 – 25 ноября кафедра риторики и культуры речи Института филологии МПГУ провела международную научно-практическую конференцию «Коммуникативные процессы в современном образовании: прошлое, настоящее и будущее риторики и речеведения», посвященную 150-летию Московского педагогического государственного университета и 35-летию кафедры риторики и культуры речи («Ладыженские чтения – 2022»).
Большинство участников конференции (а их было более 60 человек) – ученики и последователи Таисы Алексеевны, развивающие идеи ее научной школы «Риторика общения».
По риторической традиции конференция – речевое произведение –состояло из трех частей. В первой «Эпидейктической части» с торжественным словом о Таисе Алексеевне и ее научной школе выступили заместитель директора Института филологии, д.ф.н. И.С. Урюпин и заведующий кафедрой методики преподавания литературы, д.п.н. В.Ф. Чертов. Приветствие проректора по учебно-методической работе МПГУ, д.ф.н. Л.А. Трубиной зачитала заведующая кафедрой риторики и культуры речи, д.п.н. Е.Л. Ерохина. Успешного и плодотворного научного общения пожелал собравшимся проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии Русской Православной Церкви, кандидат богословия, протоиерей Александр Задорнов. Поздравление с началом конференции передала участникам д.п.н. Н.А. Ипполитова.
Во второй части конференции – «Академическое красноречие» – с глубоким докладом о стратегических идеях Т.А. Ладыженской в современном речеведении выступила Почетный профессор МПГУ, д.п.н. А.Д. Дейкина. Председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, заместитель председателя Общества любителей российской словесности, д.ф.н. В.И. Аннушкин произнес речь о радости взаимо-общения русского языка и риторики в трудах Т.А. Ладыженской. Большой интерес у собравшихся вызвали выступления к.п.н. старшего научного сотрудника Института стратегии развития образования РАО Н.В. Ладыженской, рассказавшей о нереализованных идеях Т.А. Ладыженской, актуальных для решения задач речевого развития современных школьников и студентов; к.п.н., доцента кафедры риторики и культуры речи М.Р. Савовой, посвятившей свой доклад воплощению этоса, логоса и пафоса в научно-педагогической деятельности Т.А. Ладыженской; д.п.н., заведующей кафедрой риторики и культуры речи Е.Л. Ерохиной, рассказавшей о направлениях развития кафедры в соответствии с основными идеями «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года».
В третьей части – «Ad disputandum» – выступили исследователи и преподаватели риторики из Москвы, пятнадцати городов России, Республики Беларусь. Обсуждения проходили на площадках трех секций: «В диалоге с Т.А. Ладыженской: осмысление современных научно-методических проблем обучения речи» (ведущая – к.п.н. М.Р. Савова); «Педагогическая риторика в системе формирования речевой культуры» (ведущая – д.п.н., З.И. Курцева); «Образовательная культурно-речевая среда: аксиологический аспект» (ведущая – д.п.н., З.И. Курцева). Все доклады объединяла общая мысль: идеи Т.А. Ладыженской живут, развиваются, востребованы в школе и вузе.
Новой на нынешней конференции была секция «Педсовет»: учителя и преподаватели риторики и речеведческих дисциплин делились с собравшимися своими методическими находками, основанными на использовании риторического подхода в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся (ведущая – к.п.н. О.А. Сальникова).
Традиционной стала для конференции «Ладыженские чтения» студенческая секция-конкурс (ведущая – к.п.н. Г.В. Александрова). В этом году конкурсные доклады студентов были посвящены проблемам и перспективам педагогического дискурса в аудиовизуальную эпоху.
В специальном разделе конференции – Lectio locus – были представлены новые учебные и научные издания по проблемам риторики и педагогической риторики. Е.Л. Ерохина рассказала о двух новых учебных пособиях, подготовленных преподавателями кафедры риторики и культуры речи: «Академическая риторика» для магистрантов МПГУ и «Риторика» для учащихся новых педагогических классов московских школ.
Участники конференции отметили, что в МПГУ уделяется особое внимание развитию речевой культуры будущего учителя: существует самостоятельная кафедра риторики и культуры речи, возрождается предмет «Педагогическая риторика», поддерживаются научные исследования в области риторики, методики риторики, педагогической риторики. Заведующая кафедрой риторики и культуры речи, д.п.н. Е.Л. Ерохина поблагодарила руководство Университета и Института филологии за поддержку кафедры и реализуемых ею учебных дисциплин.
Сразу после окончания конференции начали поступать отклики участников: «Хотелось бы выразить огромную благодарность за такую потрясающую организацию конференции! Все, начиная с рассылки информационных писем, подготовки и заблаговременной рассылки сборника и до модерирования мероприятия, было на самом высоком уровне! Доклады интереснейшие. Отдельно хочется отметить современный и оригинальный макет программы».