8 сентября 2017 года в рамках знакомства с российским и московским образованием учителя литературы и русского языка из 30 стран мира посетят Лицей гуманитарных технологий Московского педагогического государственного университета. Для гостей подготовлены открытые уроки по литературе и истории, увлекательные мастер-классы. После посещения уроков состоится круглый стол по вопросам поддержки русского языка и образования на русском языке, где лучшие учителя из разных стран смогут представить свой опыт и задать вопросы московским коллегам.
Организатор Международного пушкинского конкурса среди учителей русского языка и литературы – «Российская газета» совместно с Правительством Москвы и при поддержке Россотрудничества. Пушкинская премия была учреждена в 2000 году, чтобы поддержать самых энергичных и талантливых педагогов-русистов стран ближнего зарубежья, которые мужественно пережили перевод «великого и могучего» в разряд иностранного. Темы эссе за эти годы были самые разные: от «Моя родина – русский язык» до «Язык.ру. Нужен ли русский язык компьютерному поколению?», «Я русский бы выучил. Только зачем?» и «Учебная тревога. Кто и как готовит учителя русского языка в Вашей стране?». Жюри ежегодно определяет 50 лауреатов, имена которых по традиции становятся известны 6 июня – в день рождения А.С. Пушкина. Всего за период с 2000 по 2017 год в конкурсе приняли участие более шести тысяч человек, 850 преподавателей стали лауреатами и побывали в Москве.
В 2017 году участники конкурса представили свои размышления на тему: «Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?». Впервые эссе писали преподаватели из Афганистана, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Бразилии, Венгрии, Венесуэлы, Греции, Индии, с Кубы и Кипра, из Монголии, Португалии, Турции, Швеции. Поменялись и лидеры по количеству присланных эссе. Первое место, опередив традиционно активные Казахстан и Белоруссию, занял до сих пор скромно представленный на конкурсе Узбекистан с 35 работами.
Лауреатами конкурса стали 50 учителей из 30 стран. По их мнению, политический климат в мире сейчас таков, что вряд ли правильным было бы сказать, что учить русский модно. Но выгодно однозначно. Педагоги не стеснялись рассуждать на тему, где можно монетизировать знания русского языка. Для США – это сфера услуг и армия, где доплачивают за знание «великого и могучего». Для Афганистана изучение русского – это возможность поступить в российские вузы: в этом году Министерство образования и науки РФ выделило этой стране 300 мест для обучения на бюджетной основе. Для Турции – работа в туристическом бизнесе. Мотивы изучать русский язык, судя по работам наших победителей и конкурсантов, в мире самые разные, вплоть до экзотических. В частности, в Бразилии, где нет железных дорог, есть востребованность в туристических поездках по Транссибу.
Торжественная церемония награждения лауреатов конкурса состоится 9 сентября в Белом зале Мэрии Москвы при участии членов Оргкомитета и жюри конкурса. Автор идеи и председатель оргкомитета конкурса – Ядвига Юферова, заместитель главного редактора «Российской газеты». Дополнительную информацию о Пушкинском конкурсе можно найти на сайте в Интернете.