17 декабря в главном корпусе МПГУ прошла лекция профессора Кристель Манске (Германия) на тему «Это должен уметь каждый учитель: искусство диалога с ребенком». Лекция состоялась в рамках сотрудничества МПГУ с ФИРО по приглашению В.К. Загвоздкина.
Именно дети, которые «выпадают», являются для учителя вызовом, ставят его в тупик, часто несут в себе огромный потенциал нового. Расколдовать этот заложенный во внутренней сущности ребенка потенциал – который профессор К. Манске называет «внутренними тенденциями» – может сказанное нами слово, но слово это должно быть «правильным» и попадать в точку. Можно ли научиться видеть эту скрытую сущность, заложенную в каждом ребенке? Можно ли научиться находить в каждой ситуации встречи с ребенком это правильное «волшебное» слово?
Профессор К. Манске считает что да. Она убеждена в том, что это и есть главное умение – ключевая компетентность – учителя, то, чему необходимо обучать каждого, кто выбрал профессию педагога. Все остальное приложится. В лекции на многих примерах из собственной практики будут представлены четыре ступени педагогического диалога, который способен стать мощной силой развития даже в казалось бы безнадежных случаях.
Кристель Манске – профессор, доктор педагогики, психологии и философии, один из ведущих в мире специалистов в области коррекционной психологии и педагогики, создатель и руководитель Института развития функциональных систем мозга в Гамбурге, более 40 лет работает с особенными детьми и является разработчиком уникальных методик обучения детей с особенностями развития (учебные нарушения различных видов, аутизм, эпилепсия, синдром Дауна и др.). Она автор множества книг, ставших в Германии бестселлерами. Среди них такие как «Плохих учеников не существует», «Учиться может каждый», «Одаренный ребенок на уроке: работа с детьми с синдромом Дауна», «По ту сторону ПИЗА: учение как открытие», «Эпилепсия. Протокол одного исцеления»; «Инклюзия: успешно обучать всех» и др.
На русском языке вышли сл. Книги К. Манске:
«Учение как открытие» (Смысл, 2014). На богатом практическом опыте показано, как следует организовать процесс обучения детей с различными особенностями развития: синдромом дефицита внимания, аутизмом, синдромом Дауна, как обеспечить их адекватное вхождение в общество сверстников и взрослых.
«Каждый ребенок – особенный» (ИД Никея, 2015). Диалог священника, специалиста в области коррекционной педагогики, декана психологического факультета РПУ о. Петра Коломейцева и Кристель Манске. Рассмотрены психологические, педагогические и духовные вопросы, такие как: отношение к особенным детям; оценка их качеств; отношение окружающих к таким детям; пути интеграции в коллективы сверстников и в общество; перспективы инклюзивного образования и др.
Криворукова Анастасия, студентка 1 курса Института детства:
«Сегодня я побывала на лекции профессор Кристель Манске. Сначала она рассказала о своей жизни, рассказала, как начинала свою деятельность. Кристель и семь ее коллег по собственной инициативе пошли работать в школу, где учились дети без определенного места жительства. «О нормальных уроках невозможно было и думать», – говорила она. Ни у одного из коллеги не получалось провести полноценного урока. Однажды, один знакомый посоветовал Кристель книгу, в которой была статья о формировании мозговых систем. Она показала всем коллегам эту статью, и они разработали методику преподавания уроков, которые вышли лучше, чем они предполагали. Она поделилась с нами, тем что всегда в начале, когда ты готовишь урок нужно поинтересоваться у детей в какой форме они хотели бы это провести, какие у них интересы. Кристель уверила нас в том, что таланты и способности у детей – это не врожденные качества. Она обучала всю жизнь детей с отклонениями и считает, что не бывает больных детей, проблема не в них, а в самом учителе, который не способен научить ребенка. «Больных детей не существует», – говорит Кристель и она строит свою жизнь именно с этим тезисом. Самое сложное для нее, это работа в зоне ближайшего развития. Мы должны открыть ребенка, найти в нем то, что он еще не способен сделать сам и научить его этому. Также мы должны учиться видеть внутреннюю суть ребенка. Наша цель не в том, чтобы мы управляли детьми, не в том, чтобы работали четко по плану, а в том, чтобы они выходили из класса счастливыми. По-настоящему человек учится только тогда, когда он счастлив. Учитель не судья, не полицейский – он художник, который сам рисует своих учеников и создает из них шедевры».