Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

К 145-летию философа и искусствоведа Г. Г. Шпета

Новости МПГУ

 

7 апреля 2024 г. исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося русского и советского философа, историка, искусствоведа, психолога, переводчика философской и художественной литературы, основателя русской феноменологической философской школы, профессора Московских Высших женских курсов (МВЖК) и 2-го МГУ Густава Густавовича Шпета.

Г.Г. Шпет родился 25 марта (7 апреля) 1879 г. в Киеве. Мать, Марцелина Иосифовна Шпет происходила из обедневшей польской дворянской семьи из Волыни. Сына она воспитывала одна, зарабатывая на жизнь стиркой и шитьем. Во многом благодаря самоотверженности матери Густав смог получить хорошее образование.

В 1898 г. Густав Шпет успешно окончил 2-ю киевскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Императорского университета Святого Владимира, где учился с перерывами почти восемь лет. За участие в студенческих кружках и демонстрациях юноша был исключен из университета и выслан из Киева. Вернувшись в 1901 г., он снова поступил в университет, но уже на историко-филологический факультет. В год возвращения Густава в университете открылась Психологическая семинария русского психолога и философа, профессора Георгия Ивановича Челпанова. Именно здесь Шпет в основном сформировался как философ. Его конкурсное сочинение «Ответил ли Кант на вопросы Юма» было удостоено золотой медали и опубликовано в университетском издательстве. Еще во время учебы, в 1903 г., Густав Шпет женился на актрисе Марии Крестовоздвиженской (на сцене Крестовская). От этого брака родились дочери Маргарита и Ленора.

После окончания университета в 1906 г. Г.Г. Шпет два года работал учителем в частных киевских гимназиях. Среди учениц выпускного 7-го класса киевской Фундуклеевской женской гимназии, где он преподавал, была Анна Горенко (в будущем известная поэтесса Анна Ахматова). В 1907 г., по приглашению Г.И. Челпанова, который с 1906 г. стал профессором Московского университета и товарищем председателя Московского психологического общества, его любимый ученик Густав Шпет переехал в Москву. Совместно они занялись разработкой проекта создания Психологического института (официальное открытие института состоялось в 1914 г.). Помимо этой работы Шпет с 1907 г. читал курсы лекций в Московском университете, на Высших женских курсах и в других образовательных учреждениях. В знаменитой Алферовской гимназии для девочек на Плющихе, где преподавал Шпет, одноклассницей его будущей (с 1913 г.) второй жены Натальи Константиновны Гучковой (дочери российского банкира и предпринимателя К.И. Гучкова и племянницы председателя Государственной думы А.И. Гучкова) была Марина Цветаева.

В 1918 г. Г.Г Шпет закончил одно из главных своих сочинений «Герменевтика и ее проблемы», но не было возможности его опубликовать (работа была издана спустя 70 лет – в 1989-1991 гг.).

В 1920 г. Г.Г. Шпет и Г.И. Челпанов выступили с предложением создать на факультете истории и философии Московского университета кабинет этнической и социальной психологии. В 1922 г. вышла книга Шпета «Эстетические фрагменты», посвященная феноменологическому анализу поэтической речи. В ней автор опирался на работы Э. Гуссерля и развивал его мысли, высказанные в трактате «Идеи к чистой феноменологии». Г.Г. Шпет внес огромный вклад в развитие психологической науки, тщательно проработав в своих научных трудах основные вопросы психологии: ее предмета, методов и главной проблемы – человеческого сознания. Психологические воззрения ученого неотделимы от его философских идей – основные труды Шпета по философии: «Философское мировоззрение Герцена» (1921 г.), «Очерк развития русской философии» (1922 г.), Ученый вел научные исследования по теории познания, логике, психологии, философии языка, этнологии, эстетике, герменевтике, истории русской философии, английской культуре, литературе и театроведению.

Одновременно с научными исследованиями Густав Густавович вел активную преподавательскую работу. Он – профессор кафедры философии историко-филологического факультета Московского университета (1918-1921), директор Института научной философии при факультете общественных наук (1921-1923). Г.Г. Шпет был членом Комитета по реформе средней и высшей школы. Кроме Московского университета Густав Густавович преподавал в Народном университете А.С. Шанявского, где в его семинаре занимался Л.С. Выготский, а также на Высших женских курсах, затем во 2-м МГУ. У него и Выготского учились Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. Г.Г.  Шпет ездил с лекциями в Сорбонну и Эдинбург, где вел курс «Введение в философию», читал лекции по логике и педагогике.

Лекции молодого философа пользовались огромным успехом. По воспоминаниям современников, на них всегда было много народа, аудитория была переполнена – студенты бегали в соседнюю аудиторию, чтобы раздобыть лишний стул. Как считал поэт Андрей Белый, на Женских курсах Герье Шпет становился «премоден»: «Здесь сражал философских курсисток рядами он, и десятками расплодились “шпеттистки”, очень многие носили тогда на груди медальончик с портретом Шпета, рассказывали: и на лекциях он кубарями вертит системы философов». Вот каким остался Г.Г. Шпет в памяти слушательницы Московских Высших Женских Курсов Веры Гайдуковой: «В мае текущего года Высшие курсы уже лишились Вас. Как ни тяжела была разлука с несравненным учителем, немалое количество курсисток вздохнуло облегченно: нет великого инквизитора с его ядовитыми замечаниями на экзаменах – “от печки танцуете”, “стыдно так отвечать, Марья Ивановна” и др… На курсах вместе с Вашими лекциями издается сборник Ваших афоризмов; продается за 15 копеек. Всего – около 50 афоризмов; из них нельзя не упомянуть столь памятных: “Энергия – все то, что можно купить за деньги”; “Человек, занимающийся политикой – антикультурный человек”; “Теория познания – теория незнания” и др.».  А вот мнение о Г.Г. Шпете А.Ф. Лосева: «Обладая незаурядным рассудочным развитием и большим остроумием, он злоупотреблял этим для своего удовольствия». По записям курсисток МВЖК в 1912 г. вышло литографированное издание «Логики» философа.

К 1920-м гг. Густав Шпет приобрел имя в философии, репутацию блестящего лектора и эрудита. У него сложились обширные знакомства в академической и литературно-художественной среде – с философами Франком, Шестовым, Эрном, Гершензоном, поэтами Андреем Белым и Балтрушайтисом, артистом В.И. Качаловым. Большая дружба связывала его с Анной Ильиничной Толстой, старшей внучкой Льва Николаевича. Позднее Густав Густавович вошел в Художественный совет МХАТа.

В 1920 г. поэт и один из ближайших друзей Г.Г. Шпета Юргис Балтрушайтис предложил сделать для всей семьи философа литовские паспорта, чтобы они могли выехать за границу. Шпет отказался, однако осенью 1922 г. его имя было включено в список отправляемых за границу пассажиров «философского парохода», большую группу русских профессоров, литераторов и общественных деятелей.  Густав Шпет оказался в списке вместе с Николаем Бердяевым, Сергеем Булгаковым, Иваном Ильиным, Сергеем Трубецким, Семеном Франком и другими мыслителями, составившими цвет отечественной философии. Шпету помогло то, что в юности, участвуя в студенческих волнениях, он сохранил дружеские отношения с видными большевиками, в том числе с первым наркомом просвещения РСФСР А.В. Луначарским, к которому и обратился с просьбой вычеркнуть его из списка – эмигрировать он не хочет и это его принципиальная позиция. Просьба была удовлетворена.

В 1928 г. Г.Г. Шпет с семьей переехали в только что построенный легендарный дом МХАТа в Брюсовском переулке. Построивший дом кооператив ДИСК («Деятели искусства») был организован во время одной из шумных посиделок в доме Шпета на Долгоруковской, известных на всю Москву. На них приходили В.И. Качалов, И.М. Москвин, А.В. Щусев, Е.В. Гельцер, Б.Б. Красин и др. Практически все они и въехали в новый дом, построенный под эгидой Художественного театра.

Работа ГАХН на протяжении всего ее существования подвергалась серьезной газетной критике. В 1929 г. стали появляться в печати статьи, порочащие ГАХН. Созданная Наркомпросом «Комиссия по обследованию ГАХН» признала работу академии в области теории и социологии искусства «не удовлетворяющей требованиям советского искусствоведения». В выписке из протокола заседания Комиссии (июль 1930) говорилось, что Шпет концентрировал вокруг себя формалистов, идеалистов, реакционеров и даже контрреволюционеров «типа Лосева, Шапошникова, Никольского, Морица» и превратил ГАХН в «крепкую цитадель идеализма». Постановлением Комиссии философу было запрещено занимать какие бы то ни было руководящие должности.

Надо было жить и содержать семью (пять детей, трое из которых несовершеннолетние). Зная более полутора десятка языков, он занимался переводами художественной литературы («Тяжелые времена» и «Холодный дом» Диккенса, мистерии Байрона), писал примечания к «Ярмарке тщеславия», комментарии к Диккенсу, Теккерею, участвовал в подготовке к изданию собрания сочинений Шекспира. В 1932 г. Константин Сергеевич Станиславский создал Академию высшего актерского мастерства и пригласил в нее опального Г.Г. Шпета на должность проректора. Позднее он вошел в Художественный совет МХАТа. Много внимания Густав Густавович уделял общественной деятельности – участвовал в работе Московского лингвистического кружка, стал одним из членов правления Всероссийского союза писателей. Но эта работа была недолгой.

В ночь с 14 на 15 марта 1935 г. вместе с группой сотрудников бывшей ГАНХ Густав Густавович был арестован. Согласно материалам следствия, Шпет возглавлял «антисоветскую группу». Арестованным вменялось в вину отрицательное отношение к советской власти, отсутствие веры в успех социалистического строительства, идеалистическая философия (у Шпета) и антимарксистская деятельность. После окончания следствия Густав Шпет был приговорен к пяти годам ссылки и отправлен в Енисейск (ныне – Красноярский край). Жена Наталья Константиновна отправилась в ссылку вместе с ним. Благодаря ходатайству именитых друзей Г.Г.  Шпета по науке и искусству, ему удалось получить разрешение заменить место ссылки на город Томск, где было больше возможностей для работы и нормальной жизни. Прошение о переводе подписали его друзья: В.И. Качалов, М.Ф. Гнесин, Г.Г. Нейгауз, О.Л. Книппер-Чехова, А.В. Щусев, Н.Н. Лузин, со всеми регалиями – народных артистов, заслуженных деятелей искусств, академиков, профессоров.

В декабре 1935 г. Шпет переехал из Енисейска в Томск. С Москвой был заключен договор на перевод ученым крупной работы «Феноменология духа Гегеля». 27 октября 1937 г. Г.Г. Шпет был вновь арестован, уже Томским горотделом НКВД, и обвинен в участии в белогвардейской антисоветской организации «Союз спасения России». 16 ноября 1937 г. Густав Густавович Шпет по постановлению «тройки» был расстрелян. После расстрела Г.Г. Шпета его семья получила уведомление, что он осужден на «десять лет без права переписки». Еще много лет жена и дети жили надеждой на его возвращение. Многочисленные просьбы во все инстанции о пересмотре дела оставались безрезультатными до 1956 г., когда вдова получила справку о том, что «дело прекращено за недоказанностью состава преступления» и фальсифицированное свидетельство о смерти мужа в Томске в 1940 г. от воспаления легких. Г.Г. Шпет был посмертно реабилитирован в 1956 г. как необоснованно репрессированный. В 1992 г. Прокуратурой Томской области по представлению областного управления госбезопасности Густав Густавович Шпет был полностью реабилитирован как необоснованно репрессированный и расстрелянный.

Выдающийся ученый-философ, основатель русской феноменологической философской школы Густав Густавович Шпет внес значительный вклад в развитие идей герменевтики, языкознания, эстетики и психологии. Переведенный им фундаментальный труд Гегеля «Феноменология духа» и по сей день существует на русском только в его изложении. Долгие годы имя Густава Шпета было известно лишь узкому кругу специалистов. Сегодня наследие выдающегося философа, стоящего в одном ряду с Бердяевым, мыслителя мирового масштаба становится востребованным – переиздаются его труды, в его честь проводятся научные чтения и конференции. В 1991, 1996, 1999, 2002 гг. в Томске проходила международная конференция «Шпетовские чтения».

Труды, изданные при жизни Г.Г. Шпета: «Проблема причинности у Юма и Канта» (1907); «Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы» (1914); «Философское наследство П.Д. Юркевича: (К сорокалетию со дня его смерти)» (1915); «История как проблема логики: Критические и методологические исследования. Ч. 1: Материалы» (1916); «Сознание и его собственник» (1916); «Герменевтика и ее проблемы» (1918); «Философское мировоззрение Герцена» (1921); «Очерк развития русской философии. Ч. 1» (1922); «Антропологизм Лаврова в свете истории философии» (1922); «Антропологизм Лаврова в свете истории философии» (1922); «Эстетические фрагменты» (1922-1923); «Введение в этническую психологию» (1927); «Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольда» (1927); «Введение в этническую психологию», выпуск 1 (1927); «Источники диссертации Чернышевского» (1929).

Много сделала для возвращения в философию имени и трудов выдающегося философа Г.Г. Шпета его дочь от второго брака Марина Шторх (преподаватель математики, работала в Центральной музыкальной школе и в Московском государственном педагогическом институте). Хранительница наследия отца, она принимала активное участие в подготовке собрания сочинений ученого. Воспоминания Марины Шторх о времени и об отце легли в основу документального четырехсерийного фильма «Дочь философа Шпета», который в 2013 г. был показан на телеканале «Культура».

Благодаря общественным организациям и местным властям 16 ноября 1989 г. в Томске была открыта мемориальная доска на доме (по переулку Рузского, 9), где жил профессор Шпет с декабря 1935 г. и до ареста. 22 февраля 2016 г. в Москве, на фасаде дома 17 по Брюсову переулку был установлен мемориальный знак «Последний адрес Густава Густавовича Шпета». В 2017 г. в городе Енисейске была установлена мемориальная доска по адресу ул. Петровского, 21 с текстом: «Здесь осенью 1935 года ежедневно получал свою корреспонденцию потомственный дворянин в чине коллежского асессора, профессор философии, вице-президент Государственной академии художеств Густав Густавович Шпет».

 

А.Ю. Кожевников, к.и.н.,

Дирекция изучения истории МПГУ

 

 

.

 

09 / 04 / 2024

Показать обсуждение