Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

К 125-летию профессора МГПИ имени В.И. Ленина И.Т. Огородникова

Новости МПГУ

 

23 апреля 2025 г. исполнилось 125 лет со дня рождения советского ученого-педагога, специалиста по вопросам истории советской школы, системы образования, теории педагогики, доктора педагогических наук, профессора МГПИ имени. В.И. Ленина Ивана Трофимовича Огородникова.

И.Т. Огородников родился 11(23) апреля 1900 г. в селе Огородники Котельничского уезда Вятской губернии в бедной крестьянской семье. По окончании начальной школы Иван Огородников поступил в реальное училище, но учёбу пришлось оставить из-за материальных трудностей. В 1919 г. он поступил на физико-химическое отделение Вятского педагогического института (ВятПИ, ныне Вятский государственный гуманитарный университет), в 1921г. учился на инструкторско-педагогических курсах.

Педагогическую деятельность Иван Трофимович начал в 1922 г. на педагогических курсах в городе Нолинске Вятской губернии, работал в Нолинском педагогическом техникуме и заведовал отделом социального воспитания Нолинского уездного отдела народного образования. С 1923 по 1928 гг. Огородников был школьным инспектором и преподавателем педагогического техникума в Вятке. С 1930 г. Иван Трофимович вёл преподавательскую деятельность в вузах Москвы: Московском высшем инженерно-педагогическом институте, МГУ, Московском областном педагогическом институте имени Н.К. Крупской, Московском государственном педагогическом институте (МГПИ).

С 1924 г. И.Т. Огородников совмещал педагогическую деятельность с научно-исследовательской работой. Его исследования были посвящены вопросам истории советской школы, системы народного образования, теории педагогики, содержания, организации и методов обучения в средней и высшей школе и организации работы педагогических вузов. Важную роль в жизни Огородникова сыграла заместитель народного комиссара просвещения РСФСР Надежда Константиновна Крупская – руководимый ею журнал «На путях к новой школе» открыл дорогу в науку многим известным советским педагогам. Многие годы в кабинете Ивана Трофимовича почётное место занимал второй номер журнала «На путях к новой школе» за 1929 г., полностью посвящённый вопросам политехнического обучения. В 1928-1930 гг. Огородников, не имея высшего образования, учился в педагогической аспирантуре при НИИ методов школьной работы в Москве. Это был самый первый выпуск аспирантов по педагогике в нашей стране. В 1935 г. И.Т. Огородников стал профессором. В 1930-е гг. Иван Трофимович участвовал в создании нового курса педагогики для университетов и методики научного исследования учебного процесса в высшей школе.

Научно-исследовательская деятельность учёного была посвящена перестройке системы университетского образования в целях подготовки кадров для высшей школы. Огородников разработал методику изучения процесса преподавания в высшей школе, участвовал в разработке программ по педагогике для учительских и педагогических институтов. Он детально исследовал вопросы лекционного преподавания, учёта и проверки знаний студентов, производственной практики и комплексного применения методов преподавания, решительно выступал против бригадно-лабораторного метода как универсального средства решения всех учебно-воспитательных проблем. Огородников впервые обосновал классификацию методов обучения учащихся, основанную на источниках передачи и приобретения знаний, умений и навыков. Разработал новаторскую систему критериев оценки.

Иван Трофимович глубоко изучал вопросы истории советской школы, системы образования, теории педагогики и методов обучения в средней и высшей школе, подготовки учителей и организации работы педагогических вузов. Огородников вёл экспериментальные исследования проблем повышения эффективности урока в развитии познавательной и творческой активности учащихся. В 1960-х гг.  его эксперимент в казанских школах показал, что наряду с усвоением знаний, изложенных учителем, необходима активная самостоятельная учебная деятельность школьников. Учёный видел в упорном самостоятельном труде школьников залог прочности и осмысленности знаний. В 1944-1947 гг. И.Т. Огородников –заместитель начальника Главного управления высших учебных заведений (ГУВУЗа) Министерства просвещения РСФСР.

На протяжении почти 30 лет (1949-1978 гг.) Иван Трофимович Огородников преподавал в Московском государственном педагогическом институте (МГПИ) имени В.И. Ленина. С приходом Огородникова был связан новый этап развитии кафедры педагогики, которую он возглавлял. В 1968 г. по инициативе профессора при кафедре была сформирована лаборатория высшего педагогического образования и выделилось направление работы, связанное специально с разработкой проблем подготовки учителей общеобразовательной школы. Со временем кафедра педагогики МГПИ имени В.И. Ленина стала центром научных исследований в области актуальных проблем образования. Здесь действовали лаборатории воспитания, экспериментальной дидактики, программированного обучения, высшего педагогического образования, сравнительной педагогики, истории педагогики. Под руководством И.Т. Огородникова были защищены 50 кандидатских и докторских диссертаций.

Наряду со своей основной работой Иван Трофимович Огородников выполнял обязанности проректора МГПИ имени В.И. Ленина по научной работе, руководил диссертационным советом по присуждению учёных степеней кандидата и доктора педагогических наук, являлся и.о. председателя учёной комиссии по педагогике Министерства просвещения СССР, членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Совете Министров СССР, с 1952 г. являлся членом редакционной коллегии журнала «Советская педагогика».

Огородников был автором свыше полутора сотен научных работ, в которых рассматривались коренные проблемы методологии педагогики, дидактики, теории воспитания и вопросы педагогического образования. Значителен вклад Ивана Трофимовича в создание учебников и пособий по педагогике, которые выдержали несколько изданий и десятилетиями применялись в учебном процессе. Многие переведены на иностранные языки.

И.Т. Огородников – доктор педагогических наук (1966), член-корреспондент Академии педагогических наук (АПН) РСФСР (1955) и АПН СССР (1968). За свои труды учёный был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалями имени К.Д. Ушинского и Н.К. Крупской. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1971 г. ему было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР»

Иван Трофимович активно работал вплоть до трагического дня, когда, возвращаясь с работы, он был сбит автомашиной. Иван Трофимович Огородников скончался 7 октября 1978 г. в Москве.

В 1978 г., уже после смерти учёного, решением коллегии Минпроса РСФСР на базе кафедры общей педагогики был организован мемориальный учебно-методический кабинет имени И.Т. Огородникова. В настоящее время на кафедре педагогики МПГУ работают специалисты высокого профиля, которые участвуют в деятельности двух сложившихся научных школ. Здесь создаются современные концепции по работе педагога, воспитания и образования детей и юношества, издаются учебные пособия, успешно использующиеся в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации. Сотрудники кафедры активно участвуют в конференциях и научных проектах федерального и международного уровня.

Соч.:» Учёт знаний студенчества в высшей школе: учебный материал: обработанные лекции по курсу педагогики» (1933); «Методы преподавания и учёта знаний студенчества в высшей школе» (1934); «Организация и методика работы высшей школы» (1934); «Повышение научно-теоретического уровня преподавания педагогических дисциплин в учительских и педагогических институтах» (1947); «Вопросы повышения эффективности урока» (1959); «Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся» (1967); «Актуальные проблемы и методы дидактических исследований» (1967); «Актуальные проблемы  высшего педагогического образования» (1971); «Современные проблемы исследования педагогического образования» (1974); «Опыты дидактических исследований в СССР и ГДР» / под ред. И.Т. Огородникова и Э. Дрефенштедта (1974); «Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении» (1978).

А.Ю. Кожевников,

Дирекция изучения истории МПГУ.

23 / 04 / 2025

Показать обсуждение

Обсуждение

Михаил, 24 / 04 / 2025 в 08:20

Данное предложение звучит не корректно “С 1930 г. Иван Трофимович вёл преподавательскую деятельность в вузах Москвы: Московском высшем инженерно-педагогическом институте, МГУ, Московском областном педагогическом институте имени Н.К. Крупской, Московском государственном педагогическом институте (МГПИ) имени В.И. Ленина”. Так как Московский государственный педагогический институт в это время носил имя А. С. Бубнова (1930—1938).