В Институте филологии с 24 июня по 2 июля 2016 года состоялось обучение педагогических работников по программе повышения квалификации «Технологии формирования мотивации учащихся к самостоятельной творческой речевой деятельности» (72 часа) в рамках Летней школы, руководитель – профессор кафедры русской литературы Ирина Георгиевна Минералова.
На повышение квалификации собрались школьные учителя русского языка и литературы и вузовские преподаватели гуманитарных дисциплин, преимущественно филологи, и москвичи, и преподаватели из Уфы и Тольятти, учителя московских школ и из Московской области. И уже этим курс был необычен, а результаты его для всех категорий обучающихся на порядки продуктивней в сравнении с «раздельным» (для вуза – для школы) повышением квалификации. Может быть, результат превзошел наши ожидания еще и потому, что для работы – 14-15 человек – оптимум.
И.Г. Минералова считает, что повысить квалификацию можно только в активной совместной деятельности, в упражнении в письменных и устных монологических формах работы, в фиксировании собственных открытий и систематической рефлексии, ведущей от репродуктивной работы к систематической продуктивной и творческой деятельности, которая строится по накопительному принципу.
Руководитель курса энергично сополагает работу дистанционную и аудиторную, в которой важно все: анализ литературного произведения, к которому вновь и вновь возращаемся, понимая, как может и должна строиться подобная работа в школе и вузе; синтез искусств, который важен для профессора-филолога и амплификация, когда варьируются различные виды занятий: искусствами, основами научных знаний, др.; диалог с аудиторией, монолог слушателя, самостоятельная письменная работа. Без нажима и надрыва в учебных формах, которые убеждают участников самих в их продуктивности (невозможно устать, удивляясь самому себе, пишущему, объясняющему себе и другим филологические и педагогические вещи, что все это делаешь ты сам и тебе все нравится, у тебя постоянно хорошее настроение).
За время летней школы удалось и прослушать доклады научной конференции, участвовать в круглых столах по актуальным проблемам для гуманитарного образования, съездить на экскурсию в гимназию Свято-Алексиевской пустыни, где И.Г. Минералова является руководителем инновационной площадки, участвовать в семинаре, написать сочинение об одном музейном экспонате и получить возможность опубликоваться, работая по системе «Пишем вместе», получить от профессора целую электронную папку материалов, которые, скажет любой, пригодятся и вузе, и в школе, обсудить формы работы с вузовским и школьным учебником. А внутри каждой формы – еще подсказки и подсказки.
Мы систематически вынуждены повышать квалификацию, но, скажем без лести, так, как ведет свой курс И.Г. Минералова, практически никому не удается. Некоторые из нас уже бывали на ее занятиях, у нее на курсах, но всякий раз, можно не сомневаться, она не повторится, подскажет новое, заставит самих открыть в себе энергичного ученика и учителя.
Мы знаем, что в следующий раз с радостью вернемся учиться вместе, приедем на конференции, которые она проводит, потому что «Летняя школа» нас сдружила и «побудила» оптимистичнее думать о своей ответственности перед учениками и студентами.
Учитель – Екатерина Александровна Королева, г. Люберцы,
к.ф.н., доцент Зульфия Ангамовна Зарипова, г. Уфа,
и, как бы сказал Борис Заходер, все-все-все…