29 марта 2025 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства Натальи Борисовны Ковалевой состоялось итоговое занятие по психологии возрастных особенностей развития человека в рамках курсов профессиональной переподготовки по программе «Начальное образование и дополнительное образование» в формате круглого стола. Такая интерактивная форма работы, многажды опробованная Н.Б. Ковалевой, позволяет создать условия для живой дискуссии по самым актуальным вопросам и обмениваться собственными практическими наработками и результатами некоторых исследований. Важным приемом в выделение наиболее важных тезисов и комментирование каждого доклада в специальном документе каждым из участников, что позволяет глубже погрузиться в содержание возрастной психологии, усиливает конструктивность освоения материала и создает продуктивную основу для дискуссии и взрыхляет почву для восприятия экспертных включений модератора. Программа подготавливалась в течение месяца на основе свободного самоопределения к темам и выбора источников из предлагаемых ресурсов всеми потенциальными докладчиками. В результате были распределены практически все наиболее важные темы по психологии младших школьников и как следует из многочисленных откликов и комментариев, практически все доклады сочетали в себе глубину, наглядные иллюстрации и практические советы.
Обратимся к откликам основных участников Круглого стола.
Евгения Александровна Дедушева: «Мне очень понравился формат нашего занятия “Круглый стол”. Коллеги поделились замечательными интересными докладами, которые мы обсуждали, конспектировали и дополняли. Наталья Борисовна сопровождала каждое выступление интересными дополнениями. Вся группа была включена в работу, участники комментировали доклады и дискутировали на сложные темы. Благодаря формату “Круглый стол” мы смогли погрузиться сферу возрастной психологию, начиная с дошкольников, заканчивая 4 классом, затронуть и обсудить очень волнующую всех тему буллинга. Высказать разные точки зрения и поделиться своими эмоциями. В общем, было интересно, познавательно и плодотворно. Спасибо большое Наталье Борисовне и всем докладчикам».
Екатерина Александровна Тодираш: «Формат круглого стола очень хороший инструмент, который помогает как самому разобраться в какой-то теме, так и проанализировать выступления других участников. Во-первых, видно, как все по-разному подходят к подготовке и презентации и можно поучиться новым приёмам или увидеть другой взгляд. Во-вторых, есть педагог-эксперт, который всегда может дать комментарии и направить, в-третьих, каждый может задать вопрос и получить ответ сразу. Это имеет хорошую практическую наработку, если сравнивать даже с форматом обычной лекции, где каждый участник чувствует себя важным звеном».
Тамара Валерьевна Леонтьева: «Очень понравился формат Круглого стола. С удовольствием послушала коллег. Тема начальной школы раскрыта широко и многогранно. И готовность к школе, и эмоциональное развитие, и творческие способности, тема тревожности, динамика развития школьника, и даже такая острая тема как буллинг в школе. Получила много полезной информации, освежила и обобщила уже знакомые моменты».
Ксения Александровна Саутова: «Крайне интересный и продуктивный вариант проведения занятия. Круглый стол позволил за достаточно короткое время очень подробно и разносторонне рассмотреть психологию младших школьников. Огромное спасибо выступающим за такие емкие, интересные доклады. Здорово, что все темы рассматривались с двух позиций: родителя и учителя. Это имеет большую практическую ценность и помогает лучше понять психологию детей».
Алла Викторовна Базанова: «Участие в круглом столе по психологии стало для меня не только познавательным, но и вдохновляющим опытом. Как педагог начальной школы, я всегда стремлюсь улучшить свои навыки и понимание психологических аспектов обучения и воспитания детей. На круглом столе была создана атмосфера активного обмена мнениями и практическими наработками. Каждый спикер делился не только теоретическими знаниями, но и реальными примерами из своей практики, что сделало материал максимально доступным и применимым в повседневной работе. Особенно мне понравилась тематика, затрагивающая психологические особенности проявления тревожности у младших школьников и методы поддержки их психоэмоционального благополучия. Обсуждения о том, как важна атмосфера в классе и внимание к индивидуальным потребностям каждого ученика, помогли мне переосмыслить некоторые подходы в моей практике. В завершение, хочу выразить благодарность организатору, эксперту и модератору процесса Н.Б. Ковалевой за возможность участвовать в таком важном и актуальном мероприятии. Уверена, что полученные знания и идеи помогут мне стать более эффективным педагогом и лучше понимать своих учеников. Надеюсь на дальнейшие встречи и обмен опытом с коллегами в рамках подобных мероприятий».