Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

О страхе в культуре и литературе говорили на очередной встрече Читательского клуба «Базилик и рафинад» в Институте детства

Новости МПГУ

19 ноября 2025 г. на кафедре психологической антропологии Института детства МПГУ собрались участники Читательского клуба любителей чайной беседы и изящной словесности «Базилик и рафинад». В этот ноябрьский вечер за круглым столом встретились студенты 1-2 курсов дефектологического факультета и факультета начального образования – участники пилотных образовательных программ, и модераторы клуба: заместитель директора по научной работе Института детства Е.И. Адамян, старший преподаватель Е.Б. Колосова и доцент Л.И. Адамян. Предметом обсуждения стали «Страшные сказки дядюшки Монтегю» Криса Пристли и «Маятник культуры: от становления до упадка» – научно-популярная книга современного филолога, искусствоведа Арсения Дежурова (в прошлом – доцента нашего вуза, преподавателя некоторых участников клуба).

Течение разговора все время меняло направление. Сначала дискуссия строилась вокруг персонажей и сюжетных линий страшных сказок, создаваемой автором особой атмосферы, восприятия и личного отношения. Участники выясняли, какие элементы текста усиливали ощущение тревоги и напряжения, каково значение второстепенных героев, с какими произведениями мировой литературы перекликаются 13 сказок дядюшки Монтегю, что объединяет их с  Э. Гофманом или Э.А. По и др.

Еще одним направлением беседы стало размышление над тем, какую роль играют страшные истории (страшилки) в жизни ребенка, почему у каждого поколения детей они свои. В качестве примера участники клуба вспоминали страшные истории, которые были популярны в их детстве и задавались вопросами: всегда ли цель таких историй только напугать ребенка? В чем проявляется их воспитательная, даже назидательная функция? Обращение к книге «Маятник культуры: от становления до упадка», в которой автор размышляет о первобытном синкретизме, позволило ответить на этот вопрос: страх не всегда сопряжен с разрушением, в нем есть и элементы созидания, поскольку сама «культура начинается со страха перед пространством».

Подводя итоги встречи, участники клуба отметили символизм того, что как дядюшка Монтегю когда-то был учителем и, рассказывая свои «страшные истории» ребенку, он продолжает быть им до конца через создание особой образовательной среды, так и автор второй книги – А.С. Дежуров – тоже является педагогом.

Следующая встреча читательского клуба пройдет в декабре.

Кафедра психологической антропологии Института детства 

24 / 11 / 2025

Показать обсуждение