Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Лицей МПГУ объявляет прием старшеклассников

Новости МПГУ
Директор лицея Игорь Якимов

Директор лицея Игорь Якимов

 

19 марта и 15 апреля в 15:00 в Лицее гуманитарных технологий МПГУ пройдут дни открытых дверей. Запись на поступление новых лицеистов уже объявлена – это будет третий набор. В лицее учатся только старшеклассники, всего 50 человек – практически индивидуальное обучение. Поступить можно в 9, 10 и 11 классы. О том, чему здесь учат и каких детей готовы принимать, рассказывает директор лицея Игорь Якимов.

Что такое Лицей гуманитарных технологий МПГУ?

Это пилотный проект, который Министерство образования и науки РФ и Департамент образования города Москвы запустили в 2013 году. Наш лицей открылся в 2014 году. Идея проекта в том, чтобы не школы присоединялись к вузам, как это было раньше повсеместно и вузы без каких-либо обязательств просто давали свое имя,  а сами университеты и институты открывали на своей базе профильные классы или целые школы и занимались с учениками уже как со своими студентами. В таких классах и школах готовят к исследовательской и научной деятельности.  Сейчас обучением школьников 9-11 классов по профильным программам занимаются МПГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ и РЕУ им. Плеханова.

Чем программа лицея отличается от обычной школьной?

Практически всем. Профильное образование – это не углублённое изучение отдельных предметов. Кроме дополнительных часов по профильным предметам, в программах каждого профиля есть свои дисциплины: зарубежная литература, общее языкознание и второй иностранный язык у филологов; экономика и право у социально-гуманитарного направления; живопись, скульптура, графика, компьютерный дизайн у художников; экология у биологов-географов; программирование у информатиков. У всех профилей есть особый предмет – методология научного исследования. Кроме этого, университетские субботы и система дополнительного образования Университета. Сейчас в лицее пять профилей: информационно-технологический, филологический, биолого-географический, социально-гуманитарный и художественный. Со следующего года открываем еще два  – педагогический и биолого-химический. У нас в школе сейчас 3 класса, где учатся 50 лицеистов; 17 учителей, шестеро из которых – преподаватели МПГУ. Когда класс расходится на профильные уроки, то в группе бывает по 3-5 человек  – получается почти индивидуальное обучение. Мы не гонимся за количеством учеников, наша главная задача – качественная профильная подготовка, формирование научного мышления и интереса к науке. Если говорить о программе, то она строится тоже по индивидуальному графику в зависимости от профиля. Первые два урока, как правило, класс проходит предметы базового уровня, а потом каждый лицеист изучает свои профильные предметы. После обязательной программы у ребят начинаются элективные курсы, в нашем случае это ещё и исследовательская или проектная деятельность.

Например, какие это проекты?

Надо понимать, что лицеисты готовят один проект не менее семестра. Им помогают тьюторы, а за уровнем следят научные руководители. Сначала ребята защищают свои проекты на внутренней лицейской конференции, и лучших мы отправляем на разные вузовские конференции, в том числе и те, которые проводит  МПГУ. Уровень совсем уже не школьный. Назову лишь несколько работ, которые прошли защиту в этом году: “Физика грозы”, “Нанотехнологии в медицине и их связь с молекулярно-кинетической теорией”, “Языковая личность педагога в художественной и публицистической литературе”. Такие работы требуют навыков научного анализа, исследовательской деятельности.

Традиционно в лицеях такого уровня была насыщенная культурная жизнь, ваши ученики успевают жить не только научной жизнью?

Мы активно используем возможности музейной и педагогики.  Лицеисты – частые гости театров, концертных залов (здесь и симфонические концерты, и литературные). Ребята посещают лекции, многие уроки проходят в музеях, в течение года бывает не менее трёх краеведческих экспедиций. Посещение музея или театра – не мероприятие «для галочки». Это форма реализации внеаудиторной образовательной программы.  Например, у нас есть такая практика, когда изученное на уроках литературы произведение подкрепляется его интерпретациями в драме, живописи и музыке. В 9 классе дети читают лермонтовского “Демона”, потом мы идём в Третьяковку в зал Врубеля – смотрим на “Демона (сидящего)” и «Демона поверженного», а вечером – на оперу Н.Г. Рубинштейна, слушаем “Демона”. А потом лицеисты пишут эссе и сочинения о том, как может жить произведения в разных видах искусства. Получается очень интересно, а главное, ребята окунаются в этот синтез искусств, начинают понимать, откуда какие образы берутся в тех же современных фильмах. Порой хочется даже, чтобы мероприятий было поменьше, потому что я в них постоянно участвую и свободного времени практически нет. Сегодня тоже иду с ребятами в театр на “Мастера и Маргариту”.

Мы проводим в лицее литературные концерты, когда к нам приезжают артисты московской филармонии со своими чтецкими программами. В этом году их было шесть.  Дети потом предложили провести в нашем лицее конкурс чтецов. Мы провели конкурс “Художественное слово”, который прошел в необычном формате: в качестве членов жюри были приглашены мастера художественного слова: артисты филармонии, театроведы, литературоведы. В итоге у нас было 90 участников из 30 школ, 11 студентов  МПГУ, 30 творческих работ в «Пробе пера». Председателем жюри был заслуженный артист России Павел Любимцев. Творческие работы оценивало жюри во главе с Александром Гельманом.

Если говорить цифрами, то только в марте у нас прошло девять мероприятий. Формально занятия заканчиваются после 7-8 урока, но наши дети, как правило, “живут в школе”, и никто не торопится уходить. У них действительно разная творческая жизнь. Много времени ребята уделяют волонтерству – помогают приютам для собак, собирают для переработки батарейки, игрушки в детдома. Это, конечно, дает свои педагогические плоды.

У нас высокие результаты на городских олимпиадах, на всероссийских конкурсах, есть и победители. Мы стараемся дать своим лицеистам максимальное количество образовательных и культурных возможностей.

Как у вас проходят вступительные испытания?

Электронная запись открыта с первого февраля. Тестирование и психолого-педагогическое собеседование будут проходить в июне. При поступлении нужно будет сдать тест по математике и русскому языку и два теста в зависимости от профиля.

Не каждый ребенок способен выдержать насыщенный учебный график. Мы ждём в лицее тех, кто хотел бы себя попробовать в науке и готов учиться. Мы поможем. И совсем не страшно, если человек в 9 классе еще не определился, в какой именно науке он хочет себя реализовать. Профиль до 10 класса можно будет поменять.

Получат ли лицеисты какие-то льготы при поступлении в МПГУ?

Правила приема в вузы для всех едины, но наши лицеисты будут хорошо знакомы с университетом, ведь многие занятия будут проходить на базе МПГУ. Конечно, у лицеистов есть возможность заработать дополнительные баллы к ЕГЭ за счет волонтерской работы, своих побед в университетских олимпиадах и участия в конкурсах и научных конференциях МПГУ. Это значительно повышает шансы на поступление.

Лицей гуманитарных технологий МПГУ (перейти на страницу)

 

16 / 03 / 2016

Показать обсуждение