Судьба поставляет нам только сырой материал,
и нам самим предоставляется придать ему форму.
Мишель де Монтень,
французский писатель и философ эпохи Возрождения
Возможности – равные и безграничные. В сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья мы говорим о них каждый день, каждый час, каждую минуту. Это важный и актуальный вопрос для современной России. Для нас, будущих специалистов в сфере современной дефектологии, такой вопрос, как: «Что действительно делает возможности равными и безграничными для наших «особых» детей?», вызывает особый интерес, ответить на который могут практико-ориентированные занятия. И, кажется, мы нашли на него ответ.
Так, 12 апреля 2017 года в рамках договора о сотрудничестве между МПГУ и образовательным учреждением мы, студенты МПГУ 4 курса факультета «Институт детства» по направлению подготовки «Логопедия» (группа № БОД-40 ЛГП1321), смогли посетить вместе со своим преподавателем, доцентом Матросовой Т.А. ГБОУ СКОШИ № 52 для слабослышащих и позднооглохших детей.
Такие практические занятия стали доброй традицией для нашей группы и факультета. Целью нашей встречи было знакомство с творческими работами учащихся первого и второго отделения школы в форме конкурса по защите своих проектов. Тематика проектов была невероятно обширной и интересной. Это и изучение современных технологий, и знакомство с родным городом, его архитектурой и историческим наследием нашей страны, и вопросы здорового образа жизни, правильных привычек, и изучение особенностей производства и применения ниток, бумаги, спичек и даже янтаря, и изготовление поделок из названных материалов, и изучение производства мультипликационных фильмов, и еще многое и многое другое.
Все проекты вызывали неподдельный интерес, и будоражили наше воображение. Изучаемые детьми проблемы были освещены с разных сторон: как теоретической, так и с практической. Конкурсанты не только рассказывали историю и интересные факты, но и представляли результаты своей творческо-практической и исследовательской деятельности: поделки, фотографии и видео изучаемых мест с их непосредственным участием. Многообразие интересов детей, проделанная ими работа, с которыми мы познакомились, были фантастичны! Они открыли удивительный мир не только для себя, но и для нас. Представление работ детьми было настолько артистичным и зажигательным, что мы порой забывали о том, что перед нами почти не слышащие дети.
Такие глубокие исследовательские проекты не могли появиться без направленного участия учителей, руководства школы и, конечно же, родителей. Любовь к детям, и непосредственное объединение сил школы и родителей оказались тем «пластом», который лег в основание роста творческого потенциала каждого участника конкурса. Что это дало детям? Помимо общего развития и расширения кругозора, веру в себя и свои возможности. Проделав долгий путь юного исследователя и представив результаты своего труда на всеобщее обозрение, они продемонстрировали другим, и, главное, доказали самим себе, что термин «лицо с ОВЗ» – не приговор. Ведь невозможное возможно.
В конце хочется еще раз поблагодарить руководство образовательной организации. Директор Подвальная Елена Владимировна и ее заместитель Камелева Нелли Олеговна в очередной раз позволили нам познакомиться с учебно-воспитательным процессом, и даже стать его непосредственными участниками – ведь мы были приглашены в жури конкурса. Участие в этом мероприятии носило не только познавательный характер, но и оказалось приятным по своей организации, и главное – подарило бесценный педагогический опыт. Надеемся на наше дальнейшее сотрудничество.
Ворошилова Мария,
студентка 4 курса Института детства