Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В Клубе любителей истории Отечества обсудили очередной научный доклад

Институт истории и политики (новости)

В рамках работы «Клуба любителей истории Отечества» («КЛИО») Института истории и политики МПГУ состоялось обсуждение научного доклада «Образ “Адамовой головы” в военной истории России».

С докладом выступили студенты 3 курса ИИиП МПГУ Тимур Салихов и Екатерина Яковлева.

В ходе мероприятия был затронут ряд дискуссионных вопросов.

  • Каковы истоки образа «Адамовой головы»?

Истоки этого образа можно найти в самых древних временах. По археологическим данным известно, что отдельные кости человеческого черепа на территории Европы использовались в качестве амулетов ещё во время неолита.
Кроме того, человеческий череп в дохристианский период имел широкое распространение в различных культах, как сельскохозяйственных, так и военных. 
Так, известно, что у кельтов был «Культ головы», который имел для них религиозное значение. Черепа поверженных врагов, которые считались сильнейшими, привозились в качестве трофеев, их размещали на стенах и заборах домов, а иногда и целых городов, они воспринимались как амулеты, способные защитить хозяина и наделить его силой поверженного воина. Кроме того, считалось, что черепа врагов на городских стенах спасут город от бедствий. Некоторые черепа использовались для создания ритуальных чаш.
На Руси известно описание гибели в 971 году князя Святослава Игоревича, из черепа которого печенежский князь Куря сделал себе чашу.
С приходом христианства и началом христианизации племен культ головы переходит туда. Появляется символ «Адамовой головы», представляющей собой череп со скрещенными костями и трактующийся как символ жертвенной смерти во имя грядущего спасения через воскресение к вечной жизни.

  • Как использовался образ «Адамовой головы» в русской армии?

Известно, что «Адамову голову» начали применять еще в XIV в. Упоминания о ней встречаются с «Сказании о Мамаевом побоище» в описании одеяния Пересвета.
С XIX в. в годы войны с Наполеоном «Адамова голова» становится неофициальным символом 2-го конного полка Санкт-Петербургского ополчения, который носил название «Смертоносный» или «Бессмертный».
Он также встречается на униформе 5-го гусарского Александрийского полка, или полка «Бессмертных гусар», отличившегося во время Кацбахского сражения в 1813 году.
Во время Кавказской войны у 17-го Донского полка под командованием атамана Якова Петровича Бакланова в числе официальных отличительных знаков был полковой значок (небольшой флаг) с изображением белого черепа со скрещенными костями на черном фоне, который был обрамлен заключительными словами Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».
Однако самое широкое распространение «Адамова голова» получила в годы Первой мировой войны, где она наносилась на технику (например, самолёты) и предметы вооружения. В 1917 году, с началом формирования «ударных батальонов», череп со скрещенными костями становится их официальным элементом униформы и используется на кокардах, погонах и полковых значках и знаменах.

  • Какое значение предавалось символу по разные стороны гражданской войны?

Со стороны Белой армии использование черепа со скрещенными костями вкупе с черной униформой некоторых частей (например, «Корниловцы») символизировал их решимость умереть за Родину, во имя ее спасения и грядущего воскресения.
В РККА и у формирований Махно образ с черепом и костями использовался в значительно меньшей степени и, вероятно, имел целью устрашить и деморализовать врага, а также показать свое превосходство над побежденным.

  • Какова судьба «Адамовой головы» в современных вооруженных силах России?

После революции, и в особенности после Великой Отечественной войны, «Адамова голова» перестает использоваться даже в качестве неофициальных символов тех или иных военных формирований. Однако после распада Советского Союза символ, сочетающий в себе череп со скрещенными костями, постепенно начинает возвращаться в вооруженные силы в качестве неуставного элемента униформы.

В завершение доклада было отмечено, что после событий первой половины XX века «Адамова голова» на долгие десятилетия перестала использоваться даже в качестве неофициальных символов тех или иных военных формирований на территории нашей страны. Однако уже в 1990-е гг. этот символ, сочетающий в себе череп со скрещенными костями, постепенно начинает возвращаться в вооруженные силы в качестве неуставного элемента униформы.

Друзья, заседания Клуба проводятся раз в две недели. Всю актуальную информацию о предстоящих мероприятиях вы можете найти в нашей группе во «ВКонтакте».

Научно-педагогическое общество «КЛИО»
Института истории и политики

30 / 04 / 2024

Показать обсуждение