Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Логопед в смартфоне: как Анна Русских помогает детям сказать их первые слова

Новости МПГУ

 

Логопед Анна Русских создала приложение-тренажер «Привет, логопед!». Его цель — помочь маленьким детям запустить речь. Благодаря своей разработке Анна вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards в 2025 году. Она рассказала, почему решила создать этот проект и как он может помочь детям и родителям, не имеющим возможности заниматься со специалистом по развитию речи

В 2012 году логопед Анна Русских из Красноярска столкнулась с профессиональным вызовом. К ней на прием часто приводили детей, которые в начальной школе не могли научиться читать и писать. На занятиях нередко выяснялось, что причина в поздней постановке правильной речи.

«Мозг этих детей не успел вовремя построить нейронные связи для должного уровня речи. Вместо того, чтобы помочь им в «золотой период» — до трех лет, когда мозг имеет высочайшую нейропластичность, — родители подключали профессиональную помощь лишь в пятилетнем возрасте. В итоге, чтобы наверстать упущенное, родителям приходится делать мучительный выбор между коррекцией и детством, жертвовать кружками, прогулками и личным временем. Наблюдая за ситуацией, я устала быть тем, кто исправляет последствия, игнорируя причину», — вспоминает Русских. Именно это осознание подтолкнуло ее к созданию тренажера в виде мобильного приложения, которое помогало бы ребенку научиться правильно произносить слова.

Муж Анны (он работает в IT) помог с первым программным кодом, затем она опробовала тренажер на собственных занятиях и в рамках исследования для магистерской диссертации. В следующие несколько лет Русских использовала его лишь на занятиях со своими учениками и видела полезный эффект. В конце 2019 года приложение «Привет, логопед!» появилось в магазине приложений Google Play, в 2020-м — в AppStore, в 2022-м в RuStore, еще год спустя супруги зарегистрировали товарный знак. На октябрь 2025 года «Привет, логопед!», по словам Русских,  установили более 680 000 раз. Приложение используют для помощи детям до девяти лет.

Проект Анны Русских вошел в шорт-лист номинации «За открытия или достижения в науке и технологиях» в рамках премии Forbes Woman Mercury Awards, которая награждает женщин, создающих лучшие социально ориентированные бизнесы и благотворительные фонды.

В помощь родителям и логопедам

Проблемы с речью не всегда заметны родителям, логопед же профессионально видит текущие проблемы и прогнозирует их влияние на дальнейшее развитие ребенка, замечает в разговоре с Forbes Woman директор Института детства МПГУ Анна Алмазова. «Отставание и трудности в развитии речи в раннем и дошкольном возрасте могут негативно отразиться на результатах школьного обучения, психологическом благополучии ребенка и в целом на успешности его жизни. Чем раньше выявить проблему и начать работу, тем эффективнее  будет помощь и надежнее результат», — говорит эксперт.

Она наблюдает большой спектр приложений и программ, которые предлагают заниматься самостоятельно, но считает, что полноценно заменить специалиста они пока не могут. «Для нормального речевого развития ребенку нужно видеть и слышать не отчужденный образец. Важно, как мы говорим, как задумываемся над фразой, как артикулируются звуки, меняется интонация, отражаются на лице эмоции и многое другое, что составляет рождение речи и ауру общения. Это должны быть не просто слова и фразы из гаджета, не взгляд, направленный на экран, а разговор искренне заинтересованного  взрослого и малыша», — говорит эксперт. Квалифицированный логопед, в свою очередь, может посоветовать родителям разные пособия, в том числе и онлайн-тренажеры, которые помогут закрепить успех, считает Алмазова.

«Многим родителям трудно попасть к хорошему логопеду, специализирующемуся именно на запуске речи. Во-первых, такая квалификация есть не у всех. Во-вторых, цена может быть высокой, а занятия нужны регулярные: два-три раза в неделю в течение одного-двух лет, пока ребенок не достигнет нормального уровня развития речи для своего возраста. Наш тренажер позволяет начать работу, пока родители ищут специалиста или ждут очереди в речевой детский сад», — поясняет Анна Русских, добавляя, что приложение может стать первой помощью в ситуации, когда семья живет в иноязычной среде и не имеет доступа к русскоязычному логопеду. А при легких нарушениях и при задержке речевого развития занятий с приложением может быть достаточно и без специалиста, считает Русских.

«Кому-то из родителей, кто посвящает свое время тренировкам речи с ребенком и соблюдает рекомендуемый режим занятий без пропусков, удается запустить и развить речь до первых фраз, а другим требуется очная работа со специалистами, потому что не хватает ресурсов для самостоятельных занятий. Кроме того, важна диагностика. В инструкции к приложению я пишу: если за первый месяц регулярных занятий нет прогресса (ребенок не начал прислушиваться к речи или пытаться произносить звуки), необходимо обратиться к логопеду, дефектологу, неврологу, психиатру и сурдологу для полного обследования», — подчеркивает Анна Русских.

Дефектологи, тьюторы, специальные психологи и все, кто помогает детям с задержкой речевого развития, составляют немалую часть пользователей приложения. «Для логопедов тренажер — еще и готовое домашнее задание. Вместо длинных инструкций достаточно указать родителю, какие именно упражнения нужно повторить. У ребенка при этом меньше сопротивления, потому что он думает, что играет, а на самом деле обучается», — разъясняет Анна.

Звуки, слоги и слова

В приложении «Привет, логопед!» дети осваивают произношение звуков и слогов, учатся строить первые фразы и различать слова, схожие по звучанию (например, «мама», «папа» и «баба»). Всего в нем 155 заданий в формате игр; выполнять их помогают мультяшные персонажи — девочка Аня (ее имя выбрано из-за простоты произношения), робот, заяц, птица, тигр и динозавр. Проходить игры можно в любом порядке, при этом в инструкции — пошаговом плане занятий — советуют сначала давать упражнения, с которыми ребенок легко справится, чтобы он почувствовал радость от успеха, а затем браться за более сложные. Рекомендуемое время одного занятия — три-пять минут, пока ребенок может удерживать внимание. В процессе нужен контроль со стороны взрослого.

«Подвести первые итоги можно уже через месяц занятий. Родитель увидит, как именно ребенок произносит тот или иной звук или слог: самостоятельно, только повторяя за взрослым либо вообще не произносит. А логопед может оценить все более тщательно, смотря на все компоненты речевого развития ребенка», — говорит Анна. В основном родители занимаются в «Привет, логопед!» до шести месяцев, добавляет она.

Среди конкурентов приложения можно выделить тренажер «Логопотам», где есть упражнения для первоначальных речевых навыков, однако преобладают там задания для уже говорящих детей (скороговорки, чистоговорки). Анна подчеркивает, что, создавая «Привет, логопед!», опиралась на свой опыт работы по формированию слоговой структуры слова у неговорящих детей. «Позже я узнала, что есть чудесные англоязычные приложения для детей. Одно из них, созданное турецкими разработчиками для англоговорящей аудитории, было целенаправленно создано для детей с расстройством аутистического спектра. А другое, американское, включает много задач по развитию речи. Но в них по-прежнему нет заданий по формированию слоговой структуры слова, как в моем приложении», — уточняет Анна.

В приложении есть и версия на английском языке. Анна рассказывает, что для ее разработки пришлось погрузиться в англоязычную профессиональную литературу и методики запуска речи, проанализировать видеоуроки американских коллег. Далее над текстами заданий работал профессиональный переводчик, а диктор — преподаватель английского — записала аудиосопровождение. Также Анна общалась с зарубежными коллегами, в том числе из США — именно оттуда было больше всего покупок английской версии «Привет, логопед!».

Сегодня тренажер, как говорит Анна, активно используют жители более 50 стран, 80% пользователей — женщины. На первом месте Россия (70% пользователей), затем страны СНГ, США и страны Европы. За пределами России это в основном родители, которые не могут найти русскоязычного логопеда за границей. По мнению Русских, занятия со специалистом по видеосвязи не всегда могут решить проблему: ранний возраст и особенности поведения ребенка часто не позволяют эффективно работать — дети просто не удерживают внимание. Заниматься с родителями, используя приложение как пособие, оказывается эффективнее.

Органический рост

Стоимость ежемесячной подписки с доступом ко всем играм варьируется от 165 до 199 рублей в месяц, можно приобрести годовую подписку за 1990 рублей. Часть упражнений доступны бесплатно. За первые полгода работы приложения на Android удалось заработать сумму, необходимую на первую, тестовую версию для iOS — ее стоимость составила около 450 000 рублей в 2020 году, говорит Русских.

Анна признается, что очень долго сопротивлялась предпринимательскому пути. Она продолжает заниматься с детьми как логопед, и «Привет, логопед!» для нее — не столько бизнес и источник дохода (по данным СПАРК, выручка ООО «Логос» в 2024 году составила 632 000 рублей, доходы ИП Анны за 2024 год составили 569 760 рублей, свидетельствуют предоставленные Forbes документы), сколько проект, призванный делиться профессиональными наработками в области логопедии. Благодаря органическому росту у проекта не было питчей, партнерств, поисков финансирования и какого-либо продвижения. «Люди сами находят и устанавливают тренажер. Этот канал работает у нас до сих пор. И, конечно, большую роль играет сарафанное радио. Единственный наш сознательный шаг для привлечения первых пользователей — мы сделали бесплатным большое количество упражнений, чтобы получить первые отзывы и увеличить число установок», — говорит создательница проекта.

Развивать приложение помогает ее муж Евгений, который также создает музыкальное сопровождение и обрабатывает голос Анны — им говорят персонажи, помогающие ребенку осваивать правильное произношение. Дети супругов — годовалый сын и восьмилетняя дочь — помогают тестировать продукт. Периодически создатели «Привет, логопед!» обращаются к другим специалистам: на аутсорс отданы сайт проекта, отдельные обновления приложения, визуал.

У такой организации работы есть и минусы — бывает сложно оперативно решить технические проблемы. Например, на первых порах мог незаметно отключиться один из способов оплаты, но команда узнавала об этом лишь спустя время — из жалоб раздраженных пользователей. Постоянно нужно выпускать обновления: магазины приложений раз в несколько месяцев выдвигают новые требования, под которые необходимо дорабатывать код.

При этом из-за международных санкций деньги проекта, заработанные в магазине приложений Google Play, до сих пор лежат в личном кабинете без возможности вывода. «Чтобы получить эти деньги, разработчик должен быть резидентом и иметь бизнес в другой стране, а аккаунт не должен быть зарегистрирован на российского разработчика. В итоге платежи от наших пользователей-иностранцев остаются в Google, а оплата от россиян проходит через подключенную онлайн-кассу. Поэтому мы получаем доход лишь частично», — рассказывает она.

Но самой большой сложностью создательница проекта называет необходимость быть всеми сразу в одном лице. На Анне лежат финансовые и юридические вопросы, разработка новых упражнений, ответы на письма пользователей, ведение социальных сетей проекта, выступления в прессе и на мероприятиях. «Переключаться между этими ролями, каждая из которых требует абсолютно разного типа мышления, — колоссальный энергозатратный труд. Поэтому я стремлюсь найти сильных партнеров в области маркетинга и операционного управления, чтобы сосредоточиться на том, что я делаю лучше всего — на экспертизе в коррекции ментальных и речевых расстройств, стратегическом развитии проекта», — говорит Русских.

Сейчас, когда у IT-продукта уже сформировалась аудитория, она работает над его расширением — готовит обновление дизайна и упражнений с учетом отзывов родителей. Например, мать восьмилетнего мальчика отметила, что ей не хватает функции, которая позволила бы воспроизвести на экране написание слогов и слов. «Мы хотим реализовать такую опцию с возможностью включения и выключения, поскольку для одних речевых нарушений визуальный образ буквы полезен, а для других может быть вреден. Важно дать выбор», — поясняет Русских.

Параллельно Анна разрабатывает реферальную программу для логопедов. «Многие специалисты используют тренажер, активно рекомендуют его родителям и коллегам, некоторые даже включают его в свои учебные курсы. Было бы справедливо, если бы они могли получать за это доход. Мы изучаем возможности, как это организовать», — делится предпринимательница.

Также небольшая команда проекта работает над автоматизацией консультирования пользователей (ответы на самые частые вопросы, рассылки обучающих видео) и над тем, чтобы, наконец, начать продвигать продукт с помощью маркетинговых инструментов.

Анна хочет создавать новые IT-решения для детей, их родителей и коррекционных специалистов. Пользователи, чьи дети уже освоили звуки, слова и фразы, выражают желание использовать тренажер для дальнейшего развития речи. «Мне бы хотелось сделать для этого отдельное приложение, чтобы не перегружать текущее, и создать там по-настоящему интересный для детей инструмент по развитию связной речи. Ведь речь — основа нашего мышления», — заключает Русских.

 

https://www.forbes.ru/forbes-woman/549860-logoped-v-smartfone-kak-anna-russkih-pomogaet-detam-skazat-ih-pervye-slova

26 / 11 / 2025

Показать обсуждение