Цикл бесед о педагогике и преподавании продолжает интервью с деканом Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Маргаритой Юрьевной Парамоновой, в котором она рассказала о практической и научной работе своих студентов, а также о том, какими качествами должен обладать настоящий педагог.
Парамонова Маргарита Юрьевна родилась в Ленинграде в 1962 году. В МПГУ работает с 1 сентября 1990 года. Декан факультета дошкольной педагогики и психологии – с 2013 года.
– Как обнаружить в себе талант преподавателя?
Сложный вопрос. Много сказано и написано о том, что преподавание – это не только работа, но и «состояние души», образ жизни, служение выбранному делу. Звучит громко, но на самом деле это ведь так и есть. Думаю, что самое главное, чтобы человеку нравилось выбранное дело, чтобы оно стало любимым, а в педагогической работе это возможно только тогда, когда есть любовь к детям и искреннее желание помогать маленькому ребенку познавать мир, развиваться, стремление научить тому, что сам умеешь, и постоянно учиться самому вместе с детьми.
– Что самое сложное и интересное в деятельности преподавателя и педагога?
Это взаимосвязано! Самое сложное – это суметь увлечь, заинтересовать, создать мотивацию, чтобы ребенку или студенту захотелось учиться, узнавать новое, овладеть профессией, преодолевать сложности, и при этом организовывать процесс обучения так, чтобы он был увлекательным. А когда это получается, и педагог видит горящие глаза обучающихся, чувствует, что они неравнодушны к тому, чем занимаются, достигают успехов, хотят продолжать общаться с любимыми преподавателями и после завершения курса обучения – это и есть самое интересное и приятное в работе педагога.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий педагог?
– Он должен уметь любить! Понимать и уважать ребенка, постоянно сомневаться, ставить перед собой новые вопросы и искать ответы на них.
– Какими вы видите будущих педагогов?
– Способными стать для ребенка другом и наставником, поддержать в любых ситуациях, помочь ребенку поверить в себя, не «заблудиться», а уверенно ориентироваться в потоке информации, всегда открытыми для нового и постоянно самосовершенствующимися, имеющими собственную позицию и искренне желающими, стремящимися дать детям достойное воспитание.
– Расскажите о научной работе на вашем факультете, пожалуйста.
– На Факультете дошкольной педагогики и психологии научно-исследовательской работе студентов уделяется большое внимание. Организованы научно-исследовательские группы, в которых студенты ведут научную работу в интересующих их направлениях, начиная с младших курсов включаются в исследования магистрантов и старшекурсников сначала в качестве ассистентов, затем предлагают свои гипотезы и реализовывают собственные научные проекты. Так, на кафедре возрастной психологии факультета работают такие научные группы, как развитие эмоционального интеллекта, моральное развитие и гражданская идентичность, коммуникативная компетентность и потребительская социализация, индивидуальные варианты развития личности и нейропсихологический подход в работе с детьми и др.
Издаются сборники статей студентов по результатам научно-исследовательской работы. Лучшие научные работы участвуют в университетских и федеральных конкурсах. Несколько лет подряд обучающиеся Факультета дошкольной педагогики и психологии становятся победителями всероссийского конкурса им. Л.С. Выготского, организованного Рыбаков-фондом, и получают гранты.
– Каковы результаты практической работы ваших студентов?
– Практическим занятиям в подготовке студентов факультета отводится особое место. С самых первых дней студенты погружаются не только в квазиреальную среду, практикуются в решении конкретных задач на тренингах и в деловых играх, но и приходят к детям в детские сады. И там же находят ответы на свои вопросы, совершают первые профессиональные открытия, погружаются в профессиональную среду, задаются новыми вопросами, ответы на которые им предстоит получить на занятиях и в ходе дальнейшей практики.
А на практику студенты выходят в каждом семестре, начиная с первого курса. Предусмотрено одиннадцать последовательно организуемых практик, что позволяет студентам сначала познакомиться со сферами работы педагога, психолога, осознать значимость профессии. Затем студенты в ходе учебной практики делают первые профессиональные шаги, учатся решать психолого-педагогические задачи под руководством опытных наставников во время производственной практики, проводят собственные исследования в процессе научно-исследовательской и преддипломной практик. Студенты двухпрофильного бакалавриата проходят практику и по второму профилю: «Иностранный язык», «Музыка», «Физическая культура», «Дополнительное образование (раннее творческое развитие)».
Площадки практики – это передовые образовательные комплексы Москвы, государственные и частные детские сады различных видов и типов, лекотеки, детские оздоровительные лагеря и центры развития детей, психологические консультационные центры, киностудия Союзмультфильм, психофизиологические лаборатории, Институт мозга, Московский институт психоанализа, Московский центр качества образования и др.
У студентов есть возможность знакомиться с лучшими образовательными практиками, инновационными дошкольными организациями, пройти стажировку в зарубежных вузах.
– Чем живет ваш факультете?
– Факультету дошкольной педагогики и психологии почти 100 лет, он был основан в 1921 году. Это один из старейших факультетов МПГУ. И на протяжении всей своей истории факультет живет насыщенной жизнью. Студенты и преподаватели всегда в центре интересных и важных событий. Жизнь на факультете — это не только обучение с увлечением. Каждый у нас найдет для себя дела по интересам: участие конкурсах, выставках, спортивных мероприятиях, общественно значимых проектах, акциях, научно-исследовательская деятельность и другое. Наши студенты проводят исследования, готовят публикации, участвуют в научных проектах, получают научные гранты и стипендии, становятся победителями и призерами престижных конкурсов – Всероссийского конкурса «Воспитатель года», Межвузовского конкурса «Педагогический дебют».
Проводится много творческих мероприятий: художественные мастерские, концерты, мастер-классы, фотовыставки, литературные гостиные, театрализованные представления. Под крышей нашего корпуса «поселилась» изостудия, где студенты погружаются в мир изобразительного искусства, знакомятся с различными техниками и просто рисуют для души. Музыка тоже живет с нами вместе на факультете. Известны наш фольклорный ансамбль «Коляда» и группа «Полынь». Студенты, призванием которых стали классический вокал, инструментальная музыка или хореография, радуют творчеством сокурсников, педагогов и гостей факультета, а также победами в университетских творческих конкурсах и конкурсах иных уровней.
Действует на факультете педагогический отряд «Хранители детства», развито волонтерское движение. Преподаватели факультета – интересные и творческие люди, авторы учебников, учебных пособий, известные исследователи, влюбленные в свое дело. Они принимают участие в работе Экспертного совета по дошкольному образованию ГД РФ, экспертных советов при Министерстве просвещения РФ, Национальной родительской ассоциации, выступают членами жюри профессиональных конкурсов различных уровней.
В период самоизоляции в связи с распространением коронавирусной инфекции, наши студенты и преподаватели стараются быть полезными семьям с детьми. Активно участвуют в проектах МПГУ. В рамках проекта «Дежурный по детям» записывают видео для детей, на которых читают сказки и другие литературные произведения дошкольникам, проводят мастер-классы для детей по рисованию, аппликации, физкультуре, музыке. Преподаватели выступают на радио, ведут вебинары, дают практические советы родителям. У нас нет равнодушных, нет чужих проблем и чужих детей.
Студенты отмечают, что на факультете теплая атмосфера, факультет живет и дышит любовью к детям, профессии, жаждой познания, всегда открыт для добрых дел.
Мы ждем новых студентов и рады принять их в свою дружную профессиональную семью!
Беседовала Милана Салманова