БЛОХ МАРК ЯКОВЛЕВИЧ,
доктор филол. наук, проф.,
заведующий кафедрой грамматики
английского языка
Института иностранных языков
Московского педагогического
государственного университета
ТРИ РЕВОЛЮЦИИ В ЯЗЫКОЗНАНИИ И ДИСКУРСОЛОГИЯ КАК ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ГРАММАТИКИ
В докладе рассматривается обобщенное учение о тексте.
Это учение выдвинуто как результат прохождения современным языкознанием (с конца XIX века по настоящее время) трех коренных преобразований, названных автором «революциями», и основано на выделении его структурно-семантической единицы.
Первая революция касалась слова и дала современную оппозиционную фонологию и морфологию. Вторая касалась предложения и дала современный парадигматический синтаксис. Третья революция касается текста в целом и завершается открытием универсальной текстовой единицы, осуществленном автором настоящей работы и названной им «высказыванием» или на терминологической латыни «диктемой». Диктема формирует в языке верхний уровень сегментных единиц языка, разворачивающий строй текста, как тематически (топикально) детерминированную речь. Тем самым, к традиционной двухчастной грамматике (грамматика слова – морфология, II век до нашей эры, Александрия; грамматика предложения – синтаксис, II век нашей эры, Александрия) добавляется третья часть в виде грамматики диктемы, строящей текст в целом своими четырьмя главными функциями – номинацией (называние объектов), предикацией (отнесение объектов к действительности), тематизацией или топикализацией (смысловая семантика высказываний и текста в целом), стилизацией (жанрово-стилевое оформление высказываний и текста в целом). Эта, третья, часть грамматики получает название «дискурсология», подчеркивающее динамику текстообразования.
Особое место в дискурсологии получают авторские теории жанровой-стилевой дифференциации языка (жанр – целеполагание текста, стиль – выразительность текста) и природного разделения языка народа на язык речевого общения и язык литературно-художественного творчества. Активное взаимодействие этих двух главных вариантов общенародного языка оказывается мощным фактором языкового развития народа.