4 марта 2021 года в рамках Мартовских научных чтений ИИЯ МПГУ состоялось заседание секции кафедры немецкого языка. В работе секции приняли участие 6 преподавателей, которые представили свои разработки, проекты и результаты научной деятельности. В докладах Беляковой О.П., Гимадиевой А.Г. и Нефедовой Л.А., посвященных актуальным проблемам лингвистики, рассматривались активные процессы в лексике немецкого языка периода пандемии коронавируса. В докладе Шиповой И.А. были представлены языковые средства создания художественной выразительности в одном из романов немецкой поэтессы и писательницы Герты Мюллер. В докладах Гегнер Н.Е. и Федуловой О.В. были предложены способы решения актуальных вопросов методики преподавания немецкого языка как иностранного в вузе.
Белякова О.П., ст. преподаватель
Teillockdown, harter Lockdown, gelockdownt: особенности гибридного слово- и фразообразования в современном немецком языке
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей гибридного слово- и фразообразования на материале новой лексики немецкого языка периода пандемии. Рассматриваются примеры использования иноязычных лексем в словосложении, способы и виды соединения основ в рамках гибридного словосложения. Анализируются заимствованные словообразовательные элементы в гибридных словах, образованных при помощи словопроизводства.
Гегнер Н.Е., доц.
Работа над синонимами пассива (Passivumschreibungen) на занятиях со студентами, изучающими немецкий как 1-й иностранный язык
Доклад на тему «Работа над синонимами пассива (Passivumschreibungen) на занятиях со студентами, изучающими немецкий как 1-й иностранный язык» посвящен изучению языковых средств, образующих периферию поля пассивности, в группах обучающихся с продвинутым уровнем владения иностранным языком. Опыт работы в группах студентов старших курсов свидетельствует о том, что при достаточно уверенном навыке употребления ядерной пассивной конструкции werden+Partizip II применение большинства синонимичных конструкций, служащих для передачи субъектно-объектных отношений и относящихся к периферии ФСП пассивности, вызывает определенные затруднения. В связи с этим является целесообразным введение в практические занятия лексико-грамматических упражнений – примеры которых приведены в докладе – направленных на систематизацию знаний о залоге, формирование навыка употребления синонимичных пассиву речевых конструкций при одновременной активизации тематического вокабуляра, что позволяет обучающимся не только обогатить свою речь на иностранном языке, но и научиться выражать свои мысли по-немецки.
Гимадиева А.Г., доц.
Моносемия как признак «идеального термина» (на примере терминов, связанных с пандемией коронавируса)
Терминам, как и другим разрядам слов с определенной семантикой, свойственна моносемия, или однозначность. Многие ученые при дефиниции понятия «термин» называют «однозначность» одним из главных отличительных признаков. Однако, однозначность термина может быть присуще лишь «идеальным» терминам. В работах Н.С. Шарафутдиновой представлены примеры многозначных авиационных терминов, что доказывает возможность существования терминов с несколькими лексическими значениями. Для изучения вопроса однозначности современного термина было проведено исследование медицинских терминов, связанных с пандемией коронавируса, представленных в словаре немецкого языка DWDS, в результате которого был сделан вывод о том, что при использовании термина в определенном контексте, внутри одной области знаний термин однозначен.
Нефедова Л.А., д.фил.н., проф., зав. кафедрой немецкого языка Особенности заимствования и словообразования в современном немецком языке (на материале «коронной» лексики)
В докладе на материале новой лексики пандемии коронавируса немецкого языка рассматриваются такие особенности англоязычного заимствования, как прямое заимствование синонимичных номинаций и частичное калькирование. Обращалось внимание на новые явления в словообразовании: образование слов из автохтонных и заимствованных элементов, создание псевдоанглицизмов, а также явление, обратное калькированию англицизмов.
Шипова И.А., д.ф.н., проф.
Способы создания художественной выразительности в авторском дискурсе Герты Мюллер
Текст романа Г. Мюллер «Качели дыхания» рассматривается как реализация авторского дискурса с дискурсивными практиками, способствующими созданию его художественной выразительности. Основным способом в этом процессе стали авторские концептуальные метафоры, сравнения и олицетворения, в основе которых лежат механизмы когнитивных процессов, позволяющих перенос номинации одних явлений действительности в несвойственные им сферы.
Федулова О.В. к.ф.н., доц.
Проблема отбора изучаемого материала в условиях сокращения аудиторных часов
В данном докладе предложен способ решения проблемы сокращения аудиторных часов на изучение дисциплины «Практическая грамматика немецкого языка» путем выведения части нагрузки во внеаудиторную самостоятельную работу студентов с применением таких электронных дидактических материалов, как электронный учебник с интерактивными упражнениями и курс на платформе Moodle, содержащий задания с обратной связью.