В рамках III Родительского форума Факультет регионоведения и этнокультурного образования МПГУ организовал мастер-класс о том, как интересно, увлекательно, а, главное, вместе, помочь ребенку познакомиться и оценить значение историко-культурного наследия мира, России и своего города. Мастер-класс провела директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ, к. филол. н. Марина Александровна Кривенькая.
Мастер-класс был выстроен так, что в начале родители в качестве эксперимента испытали на себе, какой скучной может быть подача даже такого, казалось бы, привлекательного материала. Академический подход, начинающийся с определений, терминов и нормативной базы, совершенно не подходит для семейного времяпровождения и занятий с ребенком любого возраста. Поэтому уже через 10 минут стартовала вторая попытка изложения тематики мастер-класса так, чтобы с первой минуты увлечь слушателей.
Спектр ассоциаций, которые вызывает слово «наследие» у детей младшего и среднего возраста, обычно сводится к тому, что для них это что-то далекое. Поэтому основная задача – сделать так, чтобы далекое стало для ребенка близким. Вместе с родителями организаторы пытались найти решение этой задачи в пространстве, во времени и в эмоциональном восприятии ребенком своей причастности к культурному наследию. Помимо далеких путешествий по стране и миру, с ребенком можно выстроить необычные маршруты по своему городу, например, по местам, которые в силу своего второго рождения относятся к «ожившим свидетелям эпох». А можно, даже не выходя из дома, выстроить увлекательную историю о далеких странах и неизведанных мирах вокруг раковины, бусины или старой книги. И, конечно же, такие проекты, как «история вещей» или «семейный альбом», помогут ребенку почувствовать неразрывную связь поколений и ценить наследие своей семьи. А оно – не только в вещах, но и в традиции украшения новогодней елки, рецепте шарлотки, в обычаях гостеприимства, которые у каждой семьи свои.
Во второй части мастер-класса ведущая познакомила родителей с тем, какой опыт приобрел коллектив факультета, реализуя общегородской просветительский проект МПГУ и Департамента образования и науки города Москвы «Цивилизационное наследие России в Москве». Был представлен спектр сюжетов, которые были выбраны для занятий, продемонстрированы видеоролики о том, как их вели педагоги и магистранты факультета с московскими школьниками и студентами колледжей осенью 2020 года, в том числе в дистанционном и смешанном формате. Это был в том числе и разговор о том, как дополнительное образование школьников в дистанте может стать не дополнительной головной болью, а общим делом для всей семьи.
Не претендуя на трансляцию какого-то уникального «нового знания», организаторы в ходе мастер-класса постарались поделиться с родителями своим опытом в деле этнокультурного просвещения. Это отчасти был и практический ответ на тот комплекс задач по формированию «гибких» социальных навыков детей, которые обозначила в своем теоретическом докладе на пленарном заседании Родительского форума и.о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры культурологии, к. и. н. Елена Александровна Омельченко. С точки зрения коллектива факультета, формирование необходимых социальных навыков ребенка наиболее успешно может происходить только в диалоге с семьей.
М.А. Кривенькая