23 апреля доктор психологических наук, профессор кафедры психологии младшего школьника факультета начального образования Института детства, директор Центра психологического консультирования Галина Андреевна Суворова и модератор Юрий Николаевич Барышев, студент 2-го курса магистратуры «Психологическое консультирование в образовании» провели мастер-классс презентацией «Семь шагов к профессиональной карьере педагога».
В начале общения с собравшимися в аудитории 715 лектор отметила, что наш Московский педагогический государственный университет готовит и выпускает, прежде всего, педагогов. В новом профессиональном стандарте педагога закреплены три взаимосвязанные задачи, которые он должен выполнять: это задачи развития, обучения и воспитания Ребенка, Ученика, Человека. Но МПГУ готовит не только педагогов, он выпускает и других специалистов (обратила внимание на рубрику на сайте МПГУ «Университетские субботы»).
Далее она отметила, что мастер-класс проводится с разными категориями слушателей: во-первых, с теми, кто думает о своей будущей профессии, хочет стать хорошим специалистом, занять достойное место с хорошей зарплатой в нашем обществе; во-вторых, с теми, кто хочет утвердиться в своем решении – ту ли он профессию выбрал?; в-третьих, с теми, кто уже работает, но хочет поменять свою работу и выбрать профессию по душе.
Далее она подробно рассказала о первых 7 шагах, которые обязательно нужно сделать, чтобы принятие решения о своей профессии было ДОБРОВОЛЬНЫМ, ОСОЗНАННЫМ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ и ИМЕЛО ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ,подчеркнув при этом, что за один «присест» (термин проф. Е.А. Климова) этого сделать нельзя.
Шаг 1.Определить, «Что я знаю о мире профессий и о профессии педагога». Чтобы выбирать, отметила она, надо знать, из чего можно выбирать. Поэтому присутствующие включились в игру « Профессии, которые мне известны», далее выделили «престижные профессии», и назвали профессии «привлекательные».Мир профессий изменчив, отметила лектор, появляется много новых – каждый год более 500 профессий и специальностей, отмирают старые профессии. В ЕТКС рабочих и служащих зафиксировано 7тысяч профессий, в Международном стандарте профессий – более 9 тысяч. С момента возникновения жизни на земле, отметила она, существует профессия Учителя, Педагога. В образовании всегда был, есть и будет Педагог, и всегда был, есть и будет Ученик. Сейчас Человек трудится в разных сферах, а не только в сфере материального производства (об этом впервые написал проф. Е.А.Климов).
Шаг 2. Узнать «Как принимать решение о выборе своей профессии?». Только в совместной деятельности с психологом-профконсультантом можно подготовиться к добровольному+сознательному+осознанному и имеющему личностный смысл принятию решения о своей будущей профессиональной деятельности, отметила лектор. Далее она ознакомила с «Треугольником профориентации» проф. К.К.Платонова и достаточно подробно остановилась на согласовании объективных факторов (обобщенных представлениях о мире профессий и ситуации выбора), субъектных факторов (самооценке, самооанализе, саморазвитии образа «Я» в своем мире внутренней жизни) и требованиях общества, т.е., как можно согласовать «ХОЧУ-МОГУ-НАДО» в ситуации принятия решения о выборе профессии и построении своей карьеры.
Шаги3 и 4 взаимосвязаны. Шаг 3.Узнать «Типичные ошибки в профессиональном выборе: как их избежать? Шаг 4. Узнать «Психологические факторы давления: как им противостоять?» Слушатели ознакомились с «восьмиугольником выбора профессии» проф. Е.А.Климова и задумались: все ли 8 факторов они учитывают. Как противостоять этим факторам? Как избежать распространенных заблуждений, которые часто мешают человеку выбрать профессию?
Шаг 5. Узнать «Как справляться со своими эмоциями и чувствами?» Этому можно научиться только с помощью психолога, сказала лектор, и посоветовала записаться на соответствующие тренинги.
Шаг 6. Узнать «Как развивать свои способности и интеллект? Лектор остановилась на исследованиях по способностям, выполненным в научной школе академика РАО В.Д.Шадрикова. Она отметила, что Шадриков В.Д. совместно со своей ученицей Н.П.Ансимовой показали: 7 наших познавательных процессов и являются нашими общими способностями познания: это способности ощущать мир свой внутренний и внешний, способности воспринимать мир, способности запоминать и размышлять, способности воображать и представлять, способности внимания. Эти способности есть у каждого человека. Если добавить еще психомоторику (т.к. «интеллект на кончиках пальцев»), то можно говорить об интеллекте.Лектор порекомендовала записаться на консультацию к психологу по диагностике своих общий способностей и интеллекта и на тренинг памяти и интеллекта (такие программы уже есть, отметила лектор).
Шаг 7. Определить « Какие качества необходимы педагогу?» Лектор отметила самое важное качество педагога – это любовь к детям. Модератор показал фильм «Что значит любить?» (В Центр психологического консультирования его прислал Кашапов С.М. -ученик В.Д.Шадрикова). Как дошкольники понимают любовь? И задумываемся ли мы над этим качеством? Посоветовала всем прочитать «Этюд о любви» в книге В.Д.Шадрикова «Происхождение человечности».
И завершила мастер- класс словами: “Если в Ваших глазах не светится радость, когда Вы видите ребенка, то лучше профессию педагога не выбирать. Денег больших здесь не заработать, почета и уважения сразу не получить. Но сколько стоят глаза любящего тебя ребенка? Это не имеет цены!”