Ни для кого не секрет, что если занятия организованы с душой, с наглядными опытами и примерами, то они и студентам, и преподавателям приносят большое удовлетворение и надолго запоминаются. Такое занятие прошло у студентов 3 курса кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии по дисциплине “Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ” (преподаватель – профессор София Давыдовна Забрамная).
На занятие по изучению особенностей проведения дифференциальной психолого-педагогической диагностики клинических форм умственной отсталости София Давыдовна пригласила Мишу Роговцева (10 лет) с мамой и Данилу Татарникова (26 лет).
Данила закончил специальную (коррекционную) школу, седьмой год обучается профессиональному труду (ткачеству и вышиванию) в колледже. Он получил прекрасное домашнее воспитание и адаптирован к жизни: ориентируется в домашнем быту, сам себя обслуживает, ходит в магазин за покупками привычных товаров для еды. Может сам ездить по городу по знакомым маршрутам – в университет Данила приехал самостоятельно.
Миша обучается в 3 классе специальной (коррекционной) школы, занимается танцами в студии “Танцующий дом”, плаванием. Семья Миши уделяет огромное внимание его развитию.
Наши гости и их родственники согласились принять участие в семинаре, чтобы помочь будущим дефектологам как можно раньше освоить техники, которые необходимы для работы в будущем.
На конкретных примерах С.Д. Забрамная показала студентам, что не существует единой схемы проведения диагностического обследования, так как это зависит от возраста, клинической формы умственной отсталости и многих других факторов. Однако именно полученные в результате психолого-педагогического обследования характеристики становятся фундаментом окончательного подтверждения или неподтверждения умственной отсталости.
В рамках обследования участникам предлагалось выполнить ряд заданий и ответить на вопросы, направленные на исследование памяти, внимания, мышления и работоспособности, результаты подвергались качественному и качественно-количественному анализу. Преподаватель подчеркнула, что в обследовании отсутствуют жесткая последовательность и количество предлагаемых заданий, обратила внимание студентов на возможность оперативной корректировки процедуры обследования. Это позволяет строить диагностический процесс более гибко, учитывая результаты деятельности ребенка, и получать ответы на возникающие в ходе обследования вопросы. Кроме того, в рамках такого обследования акцент делается не на результат выполнения задания (правильно – неправильно), а на способы его достижения, аргументацию ответов, поведенческие реакции и т. д.
Студенты убедились, что люди с таким диагнозом не способны выполнять задания в обобщенном плане. При определении понятий, классификации предметов, исключении лишнего они отмечают конкретные и сугубо частные признаки. Об их проблемах свидетельствуют также наличие неврологической симптоматики, быстрая истощаемость, сопровождающаяся и повышенной отвлекаемостью внимания.
Проведение подобного диагностического обследования основывается в значительной степени на опыте, поскольку имеющихся теоретических знаний о структуре разнообразных, часто сочетанных, интеллектуальных нарушений бывает явно недостаточно для прогнозирования их проявлений в конкретных заданиях и ситуациях.