В середине сентября, в рамках Недели чувств Месяца погружения в профессию первокурсники Института детства получили уникальную возможность посетить мастер-классы Валентина Дмитриевича Шевелёва – художника, гончарного мастера, хранителя традиции каргопольской глиняной игрушки.
В.Д. Шевелев – Народный мастер России (1981), член Союза художников России (1989), Заслуженный художник России (2005). Родившийся в семье потомственных гончаров, а ныне признанный во всем мире мастер – прошел путь от художника-любителя (самодеятельного художника) до профессионального живописца.
В конце 1950-х Валентин Дмитриевич, познакомившись с архангельским художником, преподавателем Каргопольского педагогического училища И.С. Котовым, вместе со своими братьями начал учиться рисовать. Первые опыты – пейзажные зарисовки, натюрморты. Все это сопровождалось изучением истории мировой культуры и художественных традиций Русского Севера, в первую очередь – наследия своей собственной семьи. В 1970-х братья Шевелёвы получают образование в Костромском педагогическом институте. В 1980-х годах о каргопольских художниках уже начинают говорить как о настоящем творческом объединении с индивидуальным стилем. Сейчас о работах Валентина Дмитриевича знают далеко за пределами нашей страны. Его персональные выставки проходили в Италии, Франции, Германии. С лекциями он выступал в ведущих учебных заведениях Европы. Его дом в Каргополе – открытый для всех музей, куда приезжают художники, искусствоведы, этнографы.
Гончарный промысел – отельная страница истории Каргополья. Это место известно своими глинами, из которых испокон веков делалась посуда. В дипломной работе “Каргополье в живописи, графике и игрушке” В.Д. Шевелёв обозначил основные направления собственного интереса, и одним из приоритетных поставил глиняную игрушку – отражение художественных поисков северо-русских мастеров.
Работая с глиной, Валентин Дмитриевич обратился к обварной технике – одному из древнейших способов упрочнения изделия, известном еще с античности: раскаленный готовый предмет – прямо из печи – окунают в особый раствор из муки – “солодяшку”. Мука пригорает и создает причудливый рисунок. Тарелка, горшок или игрушка выглядят, как облитые темной краской, “вживленной” в фактуру. Исконно этот процесс выполнят утилитарную функцию: жидкость заполняла микротрещины. Каргопольский мастер использовал данный прием как художественный, в результате получились уникальные, ни на что не похожие глиняные игрушки, известные далеко за пределами нашей страны.
Лепка – один из действенных методов развития ребенка и способов психологической разгрузки. Глина в руках, работа с ней – это разговор с самим собой, возможность в материальном воплотить свои мечты или переживания. Податливость материала учит аккуратности и мягкости: надавил чуть сильнее, и тут же поменялась форма, улыбка может превратиться в оскал. При этом работа по созданию традиционной игрушки – способ прикоснуться к народной культуре, понять ее специфику и почувствовать свою причастность к ней.
Несколько дней будущие педагоги лепили коней, медведей, ворон, берегинь, котов, постигая не только азы техники, но и историю этого замечательного промысла севера России.
Приезд В.Д. Шевелёва был организован заведующим кафедрой психологической антропологии, профессором А.С. Обуховым, с которым художника связывает давнее знакомство.
Фото: И.С. Конрад, А.С. Обухов