По сложившейся традиции Института математики и информатики, в рамках заседания ученого совета ИМИ 12 мая 2025 года состоялось выступление приглашенного эксперта в области математического образования доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника Центра математического и естественно-научного общего образования ФГБНУ “ИСМО им. В.С. Леднева” Снегуровой Виктории Игоревны «О развитии математического образования в российской школе», которая возглавляет работу по математическому образованию, проводимую на федеральном уровне на базе ФГБНУ “ИСМО им. В.С. Леднева”.
Виктория Игоревна рассказала о задачах Центра, изложила современные взгляды на оптимизацию содержания математического образования, а также рассказала о разработке единых контрольно-измерительных материалов для текущего контроля углублённого уровня изучения математики в основной школе.
В своем выступлении Снегурова В.И. также представила результаты мониторинга реализации федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования, проведенного в 2024 году, в котором приняли участие учителя математики из 68 субъектов РФ (общее число опрошенных составило 85778 человек). Мониторинг включал вопросы, относящиеся к нововведениям, связанным с учебным предметом «Математика». Было отмечено, что полученные данные важно учитывать при подготовке современного учителя и для организации курсов повышения квалификации.
Снегурова В.И. озвучила государственные требования, которые были сформулированы на заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ 6 февраля 2025 года: «Необходимо комплексно обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам, сбалансировать объем учебного материала, сделать его доступным, понятным и, что самое главное, интересным для школьника».
Докладчик выделила позиции Комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года, которые являются ориентиром для развития школьного математического образования, а также указала на ряд мероприятий, которые связаны с подготовкой учителей и тех, которые связаны с совершенствованием содержания математического и естественно-научного образования: модернизация содержания учебных предметов; повышение качества подготовки учителей.
В ходе своего выступления Виктория Игоревна ознакомила с некоторыми предложениями специальной комиссии Бюро Высшего совета партии «Единая Россия» по опережающему социально-экономическому и научно-технологическому развитию.
Виктория Игоревна представила реализуемые сегодня решения в соответствии с обозначенными в докладе тенденциями:
– обновление ФГОС;
– разработка механизмов реализации (моделей) углубленного изучения математики и естественно-научных предметов;
– популяризация математики и математических знаний.
В качестве важного достижения российской системы образования Снегурова В.И. отметила, что за последние 50 лет и в настоящее время в основной и старшей школе на математику отводится самое большое количество часов и сокращать часы не планируется, что является положительным аспектом системы образования.
В докладе также были рассмотрены вопросы того, как меняется роль преподавателя и как меняется качество взаимодействия субъектов обучения в связи с тем, что искусственный интеллект также становится субъектом образовательного процесса.
Состоялось обсуждение, в котором приняли участие д.п.н., профессор, директор ИМИ Каракозов Сергей Дмитриевич и д.ф-м.н., профессор, заведующий кафедрой элементарной математики и теории чисел ИМИ Смирнов Владимир Алексеевич. Сергей Дмитриевич и Владимир Алексеевич отметили важность и необходимость комплексного подхода к решению задач развития современного российского математического образования, а также совместной работы педагогического и научного сообщества по решению этой задачи.
Участники заседания поблагодарили Снегурову В.И. за содержательный доклад.
Ссылка на видеозапись выступления Снегуровой В.И. https://vk.com/wall-131247851_1100
Презентация выступления Снегуровой В.И.