Поговорим ещё раз о том, как тревоги родителей сказываются на успехах детей и почему бывает вредно помогать с домашним заданием.
По определению точными науками называют дисциплины, использующие строгие методы проверки гипотез и оперирующие безусловными закономерностями. Проще говоря, это науки, не допускающие ничего личного, если хотите — человеческого. Дважды два будет четыре, в каком бы расположении духа не находился учитель или ученик. А на решение квадратного уравнения никак не повлияют курсы валют, политическая ситуация или чья-то метеочувствительность. И всё же есть субъективный фактор, влияющий на успехи ребенка в математике.
Математику принято выделять из ряда остальных школьных предметов как самую важную и нужную любому человеку науку, независимо от рода его будущей деятельности. Способному к математике ребёнку прощается многое — и незнание общеизвестного факта про Волгу и Каспийское море, и даже грамматические ошибки. Повторяя расхожее определение предмета Александра Васильевича Суворова, учителя любят и знают ещё с десяток цитат различного авторства, смысл которых сводится к уникальности и универсальности математики. Пожалуй, так не носятся больше ни с одной учебной дисциплиной.
Репутация математики такова, что зачастую родители, которые сами не в состоянии разобраться в простых арифметических действиях, зафиксированных в ресторанном счёте, требуют от отпрысков повышенного усердия. Американские учёные придумали для них даже специальный термин — математически-тревожные. Попытки таких родителей помочь детям с домашними заданиями неизменно влекут за собой неприятные последствия: вместе с пройденным материалом дети усваивают и беспокойство взрослых, вызванное «особым» отношением к предмету.
Для своего исследования учёные из Чикагского университета отобрали более 400 детей из первого и второго класса. Тестирование, призванное определить математические навыки детей, проводилось дважды — в начале и в конце года. Детям задавали вопросы, насколько нервно ими воспринимаются разные аспекты изучения математики. Например, как они относятся к контрольным работами или ответам у доски. Родителей этих детей также попросили заполнить анкеты, чтобы выявить уровень их обеспокоенности относительно математики и степень участия в подготовке детьми домашних заданий.
При этом контрольная группа детей, также имеющих математически-тревожных родителей, но, согласно условиям исследования, не вмешивающихся в процесс, показали ровно такие же результаты, как и ученики, вовсе не нуждающиеся в помощи взрослых с домашней работой.
При подготовке этой статьи автором также было проведено небольшое исследование на эту тему. Конечно, возможности опросить несколько сотен человек не было, и пришлось ограничиться тремя десятками, но выводы оказались на удивление похожими.
Чем больше родители включены в подготовку домашних заданий, тем хуже оценки у ребёнка. Интересно, что многие родители отмечали такой факт: если в силу обстоятельств ребенок вынужден делать уроки самостоятельно (например, мама на работе), домашнее задание не вызывает у него затруднений. Стоит появиться родителям на пороге — он как будто «выключается» и без помощи взрослых справиться не может.
Некоторые опытные учителя, интуитивно осознающие проблему, специально обращаются к родителям с просьбой не помогать детям с домашней работой. Слишком часто такие идеально решённые примеры и задачи сочетаются с растерянностью и страхом при устном ответе в классе.
“Детям свойственно моделировать отношение родителей ко всему, даже если это отношение к арифметическим действиям. Если вы чувствуете, что вследствие своих детских воспоминаний какой-либо школьный предмет вызывает у вас тревогу, лучше предоставьте ребёнку возможность самому в нём разобраться. Так вы, по крайней мере, не передадите «по наследству» свои психологические травмы.” – Эрин Мэлони, исследователь, университет Чикаго.
Возможно, такое резюме доктора Мэлони будет стимулом к тому, чтобы пересмотреть привычные стратегии участия взрослых в жизни школьника.
Информация взята с сайта newtonew.com