– Ирина Владимировна, Вы возглавляете Кафедру медиаобразования и Научный центр «Кафедра ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан» Института журналистики коммуникаций и медиаобразования МПГУ, какие магистерские программы Вы предлагаете слушателям?
И.В.: Кафедра медиаобразования – это выпускающая кафедра, которая занимается обучением студентов, А кафедра ЮНЕСКО – это проект специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Задача нашей кафедры заниматься исследованиями в области медийно-информационной грамотности и продвижение идей ЮНЕСКО в области медиаобразования. Но и кафедра медиаобразования, и НОЦ «Кафедра ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан» являются мощными ресурсами Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, позволяющими нашим студентам осваивать новые направления в науке и практике, соответствовать современным мировым трендам. Именно международная интеграция позволяет нам предлагать абитуриентам уникальные магистерские программы, такие как «Медиаобразование в сфере межнациональных отношений» (направление подготовки – журналистика) и «Медиабезопасность личности в цифровую эпоху» (направление подготовки – педагогическое образование). Кроме того, мы вновь объявляем хорошо зарекомендовавшую себя магистерскую программу классического типа «Медиаобразование» (педагогическое образование).
– Кто может поступить в магистратуру? Только студент, окончивший бакалавриат по журналистике?
И.В.: В магистратуру может поступить не только студент, окончивший бакалавриат по журналистике. К нам поступают и уже зрелые, состоявшиеся специалисты, педагоги, которым не хватает теоретической подготовки, хочется разобраться в сложных понятиях, кто-то хочет привести свои фрагментарные представления о медиаобразовании в систему. Медиаобразование сегодня привлекает очень многих, правда, далеко не все понимают истинную суть этого перспективного направления деятельности, вот и хотят оказаться на переднем крае науки.
– Какие вступительные испытания предусмотрены для студентов, поступающих в магистратуру?
И.В.: Все вступительные испытания проходят в письменной форме – по темам массмедиа или образования. Надо написать сочинение, но не школьное, где все регламентировано как на ЕГЭ, шаг влево, шаг вправо – двойка. Это творческая работа, которая должна показать уровень зрелости абитуриента, его умение широко мыслить, причем нестандартно и самостоятельно, понимать реальные проблемы и видеть перспективу. И это не журналистский текст, из этого сочинения должен быть виден потенциал исследователя, будущего ученого. Всегда приятно читать работы, из которых чувствуешь, как человек думает, рассуждает здесь и сейчас, а не повторяет чужие слова, бессмысленные фразы, заученные шаблоны.
– Какие конкурентные преимущества получат по итогам прохождения этих программ выпускники?
И.В.: Надо сказать, что выпускники наших программ становятся уникальными специалистами, которых не готовят в нашей стране больше нигде. Они получают фундаментальны теоретические знания в области современного медиаобразования, которое сегодня существенно трансформировалось. Магистранты также участвуют во многих действующих международных и российских проектах, например, магистранты всех наших медиаобразовательных программ активно участвовали в проектной сессии в поддержку глобального проекта ЮНЕСКО «Будущее образования», которую организовывала в рамках международной конференции по медиаобразованию наша кафедра. В секции принимали участие представители многих российских кафедр ЮНЕСКО, а наши магистранты показали себя весьма квалифицированными, хорошо подготовленными кураторами проектных групп.
Магистранты, которые обучаются на программе «Медиаобразование в сфере межнациональных отношений» творчески и очень эффективно включились в проект «Эразмус+» по проблемам мигрантов, который реализует наш университет, и подготовили статьи для международного сборника материалов. И таких примеров много. Наши выпускники практически все без исключения завершают свое обучение с готовыми проектами, которые являются частью выпускной квалификационной работы. Это то, с чем состоявшиеся магистры придут к будущему работодателю, и им есть что показать.
– Медиаобразование сегодня очень динамично развивается. Что Вы делаете для того, чтобы соответствовать времени?
И.В.: Да, медиаобразование сегодня в тренде, а завтра это будет неотъемлемая часть любого образования. Мы это понимаем, а потому активно разрабатываем новые программы, проводим международные конференции, участвуем в различных форсайт-сессиях. Вообще, надо сказать, что устремленность в будущее – это отличительная черта нашей научной школы. Мы разрабатываем новые подходы к медиаобразованию, которое обращено в завтрашний день, ведь нам надо предвидеть то, каким будет новый мир, какими будут связи между людьми, людьми и машинами, какое влияние новые средства коммуникации будут оказывать на людей, от этого зависит практически все – экономика, политика, культура, общественные отношения, система образования. Вот мы с нашими магистрантами как раз и находимся на самом передовом рубеже социальных знаний.
– В каких научных событиях участвуют студенты-магистры в процессе обучения?
И.В.: Наши студенты постоянно участвуют в научных мероприятиях – научных семинарах, конференциях, форумах. Это их обычное состояние. Это события международного уровня – медиафорум «Медиаобразование», это ставшая уже традиционной межвузовская конференция молодых исследователей «Экология медиасреды», это многочисленные отраслевые конференции по медиакультуре, медиакритике, медиаграмотности, медиабезопасности и т.д. В результате в научном портфолио каждого выпускника имеется солидный набор статей, тезисов, выступлений, которые становятся основой для дальнейшей исследовательской работы.
– Какие истории успеха своих выпускников Вы могли бы привести в пример?
И.В.: Их много. В Оренбургской области просто на наших глазах очень динамично и творчески под руководством нашей магистрантки Айгуль Тажмуратовой формируется региональная модель медиаобразования в области музыкально-художественного творчества.
В Томске наша выпускница Светла Танцева идет еще дальше, томская региональная модель медиаобразования прошла апробацию и становится алгоритмом для других регионов.
Знания, полученные в магистратуре по медиаобразованию, помогают Дарье Зубрицкой успешно работать в «Life» пиар-менеджером кутюрье Валентина Юдашкина.
Выпускница нашей программы Виктория Санакоева сегодня является аналитиком Научно-образовательного центр «Кафедра ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности».
А магистрантка 1 курса Анжелика Засядько, которая обучается по программе «Медиаобразование в сфере межнациональных отношений» сегодня успешно трудится в структуре Общероссийского общественного движения «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ-РОССИЯНЕ» и руководит проектом Трэвел-блог.
И это перечень можно продолжать. Все, кто хотел бы состояться в жизни как автор оригинального проекта, сегодня нуждается в медиаобразовании. Это понимают многие, но не все знают, где этому можно научиться. У нас! Медиаобразование в различных сферах деятельности – это наша школа.
МПГУ желает удачного обучения!
Алена Черных