Награждением победителей завершился проходивший более полугода всероссийский журналистский конкурс «Золотой фонд прессы». Одна из новых номинаций этого конкурса – для главных редакторов СМИ «Лучший медиаобразовательный проект СМИ» – была инициирована Ассоциацией специалистов медиаобразования и Институтом журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ. Заведующая кафедрой медиаобразования ИЖКМ МПГУ И. В. Жилавская приняла участие в торжественной церемонии награждения победителей конкурса, организованного Союзом журналистов России при поддержке Совета Федерации РФ.
В этом году в конкурсе приняли участие 182 издания из 56 регионов. Из них 157 общественно-политических, 10 специализированных, 7 молодежных и детских, 8 корпоративных, 13 – на национальных языках.
Разработки, представленные на конкурс медиаобразовательных проектов, показали, что творческие коллективы редакций различных средств массовой информации всё более заинтересованно вовлекают свою аудиторию в работу по повышению медийно-информационной грамотности, видят в этом свою социальную ответственность.
Как отметила председатель жюри, декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, рынок печатных СМИ в России переживает много проблем. Эти проблемы носят, в первую очередь, экономический характер. Они связаны с падением интереса аудитории, особенно молодой, к печатной прессе в ее традиционном — «бумажном» — виде, что ведет к сокращению тиражей и падению рекламы. Экономические трудности обусловлены высокой стоимостью бумаги и полиграфического оборудования, отсутствием развитой типографской инфраструктуры, которая помогала бы реализовывать недорогие проекты на современном уровне. Пресса страдает и от неэффективности почтовой доставки, и от отсутствия альтернативных ей сетей распространения. В связи с тем, что из печатной прессы реклама уходит в новые медийные среды, сегмент печатных СМИ остается без притока новых инвестиций.
Но если говорить о местных рынках, городах и небольших населенных пунктах и их роли в создании локальной идентичности, то бумажная газета сохраняет свое влияние. И сегодня проблема состоит в поиске оригинальной контент-модели, в создании адекватных запросу региона журналистских материалов и форматов. И именно такая адекватная запросу региона печатная журналистика привлекает внимание аудитории и доходы от реализации тиража, а не только от рекламодателей. Сегодня вопрос прибыльной бизнес-модели прессы – это вопрос бренда, вопрос специфики редакционных стандартов, вопрос конкретных контент-стратегий, которые связаны с брендом. Газета должна создавать и укреплять свой бренд.
Что касается молодежной аудитории, то, как подчеркивает член жюри Вера Бойко, в этом году в конкурсе приняло участие заметно больше детских и молодёжных изданий, что представляется позитивным. Журналы для детей, в целом, интересны по содержанию и добротны по оформлению. Однако пресса для молодёжи сегодня не дотягивает до желаемого уровня. Вероятно, издатели пока не очень понимают, как и чем привлечь молодых читателей, у которых, к сожалению, не сформирована привычка к чтению прессы. В этом смысле весьма актуальной выглядит новая номинация конкурса на тему медийного образования СМИ.
Победителем всероссийского конкурса в номинации «Лучший медиаобразовательный проект СМИ» признана Наталья Юмашева, редактор детско-юношеской газеты «Сами» (Алтайский край) за идею и реализацию образовательного проекта «Газета для детского дома». Дипломы от Ассоциации специалистов медиаобразования и призы вручены также главному редактору газеты «Грани» из Новочебоксарска Наталии Колывановой и главному редактору «Областной газеты» (г. Екатеринбург) Дмитрию Полянину.
В других номинациях среди лучших изданий экспертами были названы «Городские новости» (г. Красноярск), «Вперед» (г. Батайск, Ростовская область), «Миасский рабочий» (г. Миасс, Челябинская область), «Время» (г. Нижняя Тура, Свердловская область) и другие газеты.
Конкурс «Золотой фонд российской прессы», отмечает заведующая кафедрой периодической печати, факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Смирнова, продолжает подтверждать то, что региональная пресса существует и остается востребованной своей аудиторией. По данным опросов ВЦИОМ, которые измеряют уровень доверия к СМИ, россияне доверяют газетам больше, чем онлайн-ресурсам. Конкурс вновь продемонстрировал широкую географию участников и интерес к нему со стороны изданий.
Для нашей кафедры этот конкурс и эта номинация особенно важны, отмечает И.В. Жилавская – инициатор номинирования российских редакций, которые ведут активную медиаобразовательную деятельность, поскольку в рамках наших дисциплин по медиаобразованию заметное место отведено изучении медиаобразовательного потенциала средств массовой информации, и их роли в формировании медиаграмотности населения.
Итоги Всероссийских конкурсов СМИ — 2017