Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Шестые Кирилло-Мефодиевские чтения на кафедре методики преподавания русского языка Института филологии (к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина)

Наука

24 мая 2024 года в Институте филологии состоялась студенческая научно-практическая конференция “Шестые Кирилло-Мефодиевские чтения на кафедре методики преподавания русского языка”.

С приветственными словами к участникам и гостям конференции обратились проректор МПГУ, заведующий кафедрой теологии В. В. Страхов, директор Института филологии, заведующий кафедрой русской классической литературы Е.Г. Чернышева, заместитель директора Института филологии И.С. Урюпин.

Проректор В.В. Страхов отметил, что эта конференция является залогом развития духовно-нравственных основ. О роли кафедры методики преподавания русского языка в сохранении традиций указала директор Института филологии д. фил. н., профессор Е. Г. Чернышева, подчеркнув, что научные школы кафедры имеют колоссальный культурно-просветительский опыт. Д. фил. н., профессор И. С. Урюпин заострил внимание на важной роли лидера Аксиологической научной школы кафедры – Почетного профессора МПГУ, д. п. н. А. Д. Дейкиной в развитии научно-методических традиций.

Кирилло-Мефодиевские чтения на кафедре методики преподавания русского языка Института филологии в 2024 года были посвящены 225-летию со дня рождения великого классика русской литературы, заложившего основы русского литературного языка, –  Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому доклады участников конференции были направлены на осмысление пушкинского наследия, трудов православного пушкиноведения. Проблематика конференции была освещена в семнадцати докладах участников из разных регионов России (Москва и Московская область, Луганск, Херсонская область и др.) и зарубежья (Китай, Польша и др.).

Докладом-импульсом стало выступление Почетного профессора МПГУ, д.п.н. А. Д. Дейкиной, которая осветила истоки русской письменной культуры и методические аспекты развития пушкинского наследия на уроках русского языка, состоящие в формировании представления обучающихся о российской цивилизации как об “Отечестве Пушкина”, в осознании вех русской письменности, обоснованном суждении о роли и месте в мировой культуре русской классической литературы.

В докладе заведующего кафедрой методики преподавания русского языка В.Д. Янченко было освещено научное творчество выдающихся филологов-юбиляров 2024 года. Он  подчеркнул актуальность обращения к работам выдающихся отечественных ученых (Г.И. Блинова, П.О. Афанасьева, С.Г. Бархударова, Л.Ю. Максимова, М.Б. Успенского, М.Т. Баранова, А.А. Шахматова и др.) в нашей предметной области для  профессионального роста будущих педагогов-словесников. Д.п.н., профессор О. Н. Левушкина представила принципы обучения церковнославянскому языку в контексте современной лингвометодики, указав на важную роль аксиометодики в просветительской деятельности и ценность церковнославянского языка как органичной составляющей русского языка. К. п. н., профессор Л. Ю. Комиссарова раскрыла принципы и приемы использования этимологического комментария в процессе словарно-орфографической работы. Об итогах проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2024 году рассказал д. фил. н., профессор А. В. Григорьев, продемонстрировав в ходе своего выступления разбор исследовательских лингвистических задач, направленных на формирование научного мышления и ценностного отношения к языку. К. п. н., доцент В. И. Ковалев (Луганск, ЛГПУ им. В. Даля) рассмотрел развитие идей Кирилла и Мефодия в современной эпистолярной коммуникации на примере работ студентов, принявших участие в акции “Письмо герою”.

Серию сообщений начинающих исследователей открыли выступления студентов Херсонского государственного педагогического университета: В.В. Царюк рассказала о развитии синонимических рядов как показателе развитого языка, Н.Д. Лукина – об этимологическом анализе слова при изучении различных разделов языка, М.А. Якименко – о старославянском языке как факторе стабилизации лексической системы русского литературного языка. Е. В. Зенцова, студент Луганского государственного университета имени Владимира Даля, представила доклад на тему колоративов в русских пословицах и поговорках. Аспирант Института филологии МПГУ И. А. Сунцова осветила возможности обращения к текстам-воспоминаниям о выдающихся языковедах на уроках русского языка.

Доклады о развитии духовных традиций в языке были представлены и иностранными исследователями. Так, соискатель из Китая Су Цинси выступила с сообщением о приемах работы со спортивной лексикой в китайской аудитории. Исследователь из Польши к. п. н. Мартына Новиньска представила возможности работы с именем прилагательным на основе социокультурного подхода в контексте занятий по русскому языку как иностранному в польской аудитории.

Отдельным аспектам развития культурно-образовательного наследия великих славянских просветителей Кирилла и Мефодия были посвящены выступления магистрантов и студентов Института филологии МПГУ: о значении исторического комментария (А. Р. Тебенькова), о наследии русского писателя и публициста Е. Н. Чирикова (Н. М. Алифанов), о видах алгоритмов и их применении на уроках русского языка (П. С. Наскалов), о специфике обучения лексике в русле когнитивного подхода (С. В. Раджапова).

В конференции «Шестые Кирилло-Мефодиевские чтения на кафедре методики преподавания русского языка» (к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина) в очном и дистанционном форматах приняли участие около 100 слушателей.

При подведении итогов конференции заведующий кафедрой методики преподавания русского языка д. п. н., профессор В.Д. Янченко, д. п. н., профессор О. Н. Левушкина и д. п. н., доцент Г. Е. Соколова отметили, что просветительская студенческая конференция, проведенная в День славянской письменности и культуры, позволила представить накопленный исследователями опыт реализации идей духовно-нравственного и интеллектуального развития личности на уроках русского языка. Тематическое многообразие докладов участников конференции сложилось в созвездие, которое осветило перспективу дальнейшей исследовательской работы.

27 / 05 / 2024

Показать обсуждение