Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Методическая и экспертная работа доцента Института детства Е.В. Трифоновой на конкурсе «Я – исследователь» в Новом Уренгое

Новости МПГУ

12-13 апреля 2024 г. доцент кафедры психологической антропологии Института детства, кандидат психологических наук Екатерина Вячеславовна Трифонова приняла активное участие в работе ежегодного Ямало-Ненецкого регионального тура Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», который прошел в городе Новый Уренгой.

Местный конкурс традиционно включает в себя две большие содержательные части: собственно конкурсную и образовательную.

В рамках конкурсной части Е.В. Трифонова выступила экспертом детских работ в возрастной категории 8-9 лет и председателем секции «Естественнонаучная: живая природа». Ребята представили интересные работы, очень радует погруженность в содержание, готовность к поиску, пробе, детская вопрошательность. В то же время традиционно приходится наблюдать на конкурсах псевдоисследования, рефераты, наборы «фокусов-экспериментов», в которых взрослым-руководителем работы нарушена логика рассуждения и исследовательского действия, а ребенком не присваивается научный метод.

Разбору этих ошибок, пониманию логики развития и выстраивания архитектуры детского исследования была посвящена вторая, образовательная, часть мероприятия, в рамках которой были организованы семинары, практикумы, обсуждения для педагогов – руководителей детских работ и родителей.

12 апреля Е.В. Трифонова провела семинар «Псевдоисследование и исследование: как выстроить логику мысли?», на котором разбирались вопросы: чем проект отличается от продуктивной деятельности, как реферат превратить в исследование, откуда брать гипотезы и многое другое. Вечером того же дня, после стендовой защиты Е.В. Трифонова в рамках практикума «Анализ детского исследования с позиции педагога-наставника» показала специфику экспертной оценки работ в рамках конкурса «Я – исследователь». Практикум представлял собой обсуждение конкретной детской работы и разбор ее по критериям оценки детских работ конкурса. Участникам практикума стало очевидно, как внешне яркая, броская, содержательно насыщенная работа, которую интуитивно хочется оценить очень высоко, на самом деле, мозаична, непоследовательна, не способствует становлению логики детской мысли, не дает в руки ребенка инструмент под названием «научный метод», а количеством экспериментов «на тему» вытесняет последовательный путь доказательства или опровержения гипотезы.

Заканчивался конкурс на следующий день семинаром «О необходимом и достаточном в детском исследовании», после которого прошло неформальное обсуждение вопросов, которые возникали у родителей и научных руководителей, были выслушаны их предложения, прошли обсуждения и рефлексия события.

Очень радует профессионализм и увлеченность экспертного сообщества города Новый Уренгой, которое бережно, умело, но довольно строго и требовательно взращивают сотрудники МБУДО Детской экологической станции города Новый Уренгой, сотрудничество с которой кафедры психологической антропологии продолжается уже довольно давно.

16 / 04 / 2024

Показать обсуждение