В конце ноября в рамках выездной диагностической сессии в школе №66 города Магнитогорска Челябинской области специалисты Факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета провели входную диагностику более 70 детей из семей мигрантов, обучающихся в этой образовательной организации. Это ученики как начальной, так и средней школы – особенно много детей-инофонов среди восьмиклассников, которым уже через год выходить на государственную итоговую аттестацию. Результаты диагностики с методическими рекомендациями и описанием индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика были в январе переданы директору и педагогическому коллективу школы. После изучения полученных материалов педагоги попросили специалистов МПГУ и Центра «Этносфера» провести дистанционную методическую консультацию по работе с детьми из семей мигрантов, которая и состоялась 28 февраля 2023 года.
Школа № 66 города Магнитогорска уникальна тем, что в ней создана замечательная – фактически домашняя, с точки зрения внимания к прибывающим детям, атмосфера. Дети спокойно воспринимают имеющиеся проблемы, помогают друг другу, многие добровольно играют роль переводчиков, стараются не обогнать другого, демонстрируя свои достижения, а, наоборот, помочь одноклассникам. Педагоги учитывают фактор многоязычия детей, всячески поддерживают их, возлагая надежды на особые способности детей «переключать языковые коды» и приспосабливаться к меняющимся условиям учебы и жизни. Директор школы Дания Гибадрахмановна Королёва делает все, чтобы использовать ситуацию с большим количеством обучающихся детей-инофонов в качестве ресурса для развития школы, и верит, что и дети, и педагоги школы получают полезный опыт обучения, работы и взаимодействия в истинно поликультурной среде.
Многие дети – новые жители Магнитогорска учили русский язык как иностранный на родине – в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, но это было всего один – два урока в неделю. По прибытии в Россию большинство ребят вынуждены терять год обучения, их зачисляют повторно в класс на год ниже, чтобы дать возможность «подтянуть» русский язык до приемлемого уровня. В планах педагогического коллектива школы №66 – введение в следующем учебном году дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для всех детей-инофонах, в том числе на основе рекомендаций. Именно организации этой деятельности – формам и методам обучения РКИ, особенностям подготовки учебных программ и применениях разных учебных пособий – была посвящена большая часть проведенной консультации.
Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанный Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования. Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/