18 ноября 2022 г. состоялся вебинар в рамках подведения итогов апробации методических рекомендаций по созданию программ воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, а также успешной реализации этих программ. Участники – представители образовательных организаций десяти регионов Российской Федерации, а именно школ, в которых создаются условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Руководитель научной группы Института детства МПГУ д.п.н., профессор, директор Института детства А.А. Алмазова обратилась к участникам вебинара с приветственным словом, обозначила цель и задачи проекта, подчеркнула его живой, творческий характер, достигнутый благодаря включенности, профессионализму и неформальному отношению участников, рассказала о предыдущих этапах проекта и сделала акцент на используемой методологии – опоре на понимание сущности процесса воспитания в контексте “пространства детства” в русле научной школы д.п.н., профессора И.Д. Демаковой. Представители научной группы Института детства МПГУ (заведующий кафедрой психологической антропологии, к.психол.н. Л.И.Адамян, доцент, к.филол.н. Е.И. Адамян, ст.преподаватель Е.Б. Колосова) модерировали выступления региональных площадок, в которых были представлены системы воспитательной работы, учитывающие особые потребности обучающихся в части воспитания. После каждого доклада профессор И.Д. Демакова давала содержательный комментарий и обратную связь с точки зрения научного обоснования воспитательных практик, педагогических идей и замыслов, применяемых технологий.
Участники встречи отметили чрезвычайно высокий уровень развития воспитательной системы московской школы, последовательность выстраивания педагогических путей к достижению образовательных результатов детьми (ГБОУ “Школа № 1287”, докладчики: зам. директора С.Ю. Баринова, при участии методиста Г.Ю. Гоптарь).
Насыщенная вариативная среда, творческий неформальный подход педагогического коллектива к учету особых потребностей детей, глубокому пониманию их нужд и познавательных интересов были продемонстрированы в докладе зам. директора по воспитательной работе О.Г. Плешковой (Специальная школа № 3 г. Армавир Краснодарского края).
Высочайший уровень профессионализма, применение современных технологий воспитания школьников с ОВЗ при бережном сохранении традиций, изучении столетней истории образовательной организации – были представлены в докладе представителей школы-интерната “Красные Зори” Петергофв (зам. директора по воспитательной работе Е.М. Пономарева).
В докладе зам. директора М.В. Замалетдиновой, обобщающем опыт средней школы № 23 имени А.С. Пушкина городского округа “Город Архангельск”, слушатели отметили тонкое грамотное и педагогически обоснованное выстраивание воспитательных модулей, масштабное развитие школы, социальную активность, предоставление ученикам богатейших возможностей образовательных проб и реализации творческих замыслов.
Педагогическим опытом воспитательных модулей, ориентированных на трудовую и профессиональную подготовку обучающихся с ОВЗ, помощь им в самоопределении в отношении собственного будущего, профессиональной навигации, психолого-педагогической поддержке их самостоятельности поделились представители “Школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” (Самарская область с. Старый Буян, директор к.п.н. О.В. Галкина, зам. директора по воспитательной работе Г.Н. Каменская).
О системе воспитательных модулей, взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, о примерах социального партнерства, профессиональной и трудовой подготовке рассказали представители педагогического коллектива Государственного казенного общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск (Самарская область, докладчик: старший воспитатель Т.А. Белозерцева).
В обсуждении воспитательных практик участвовали также представители Петровск-Забайкальской специальной (коррекционная) школы-интерната (г. Петровск-Забайкальский Забайкальского края, куратор апробационной группы: зам. директора по учебно-воспитательной работе Т.В. Казанцева); Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Северодвинск (Архангельская область, куратор: учитель-логопед, учитель начальных классов, И.В. Мазурова); Центра образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска (куратор: руководитель методического объединения классных руководителей М.В. Панина)
Подводя итоги встречи, Л.И. Адамян, Е.Б. Колосова, И.Д. Демакова, Е.И. Адамян пожелали всем участникам профессиональных успехов, сил, мудрости, психологической устойчивости и вдохновения в нелегком, но чрезвычайно ценном и общественно важном педагогическом труде и пригласили присоединиться в дистанционном режиме к исполнению песни Ю. Визбора “Наполним музыкой сердца” совместно со студенческим бардовским клубом Института детства МПГУ.
Следующая встреча в рамках апробации будет посвящена обсуждению научно-практических подходов к выявлению и оцениванию результативности воспитательной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.