17 апреля 2024 года на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балабаново» в рамках Единого методического дня состоялся региональный семинар «Организация работы с детьми мигрантов, имеющих особые образовательные потребности».
В работе семинара принимали участие заместитель главы Администрации Боровского района О.А. Симакова, главные специалисты отдела образования И.Д. Карицкая и Н.А. Щербакова. Посетить уроки и внеурочные занятия, познакомиться с опытом работы школы приехали педагоги из Калуги, Обнинска, Жуковского и Боровского районов, а также специалисты из Москвы: Кричкин А.В. – заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ и Криворучко Т.В. – заведующая сектором Федерального координационного ресурсного центра по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан МГППУ, главный методист проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей», реализованного при поддержке Фонда президентских грантов Центром «Этносфера» и Московским педагогическим государственным университетом.
На данный момент в школе №3 г. Балабаново из общего контингента обучающихся 30% – это дети-инофоны. 70 из них – дети иностранных граждан, а 74 – дети с миграционной историей, из которых 7 человек не знает русского языка, 43 – имеет низкий уровень владения русским языком, не позволяющий в полной мере осваивать программу общеобразовательной школы. Директор Наталья Олеговна Криволуцкая рассказала коллегам о сложившейся в школе системе социализации и адаптации детей-инофонов. Благодаря слаженной работе педагогического состава и активному сотрудничеству с Московским педагогическим государственным университетом и Центром содействия межнациональному образованию «Этносфера», возникающие проблемы социализации и языковой адаптации новых учеников получается решать слаженно и достаточно быстро.
Одним из способов решения проблемы социокультурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов является работа языкового лагеря. Лингвистический отряд на базе школьного летнего оздоровительного лагеря работает второй год и дает положительные результаты. Подробно о лагере рассказала Елена Владимировна Гузь, учитель начальных классов: отряд состоит из детей-инофонов 7–11 лет, имеющих мотивацию к изучению русского языка в период летних каникул. Цель создания летнего лагеря – познакомить детей с самыми красивыми и удивительными местами нашей страны, расширить их знания по русскому языку, чтению, увеличить лексический запас и познакомить с русской культурой, традициями. Каждый день в лагере распланирован так, чтобы каждый ребенок имел возможность принять участие в мероприятиях различной направленности. В течение всей смены дети совершенствуют свои умения в устной и письменной речи, расширяют свой кругозор за счет познавательных, обучающих занятий, разучивают танцы, песни занимаются творчеством (рисование, лепка, аппликация, создание изделий из «папье-маше», конструирование и многое другое), играют в командные игры, соревнуются в эстафетах. Обучающие занятия по русскому языку, окружающему миру, занятия по различным творческим направлениям объединены одной общей темой. В отряде на равных условиях принимают участие в разных мероприятиях дети-инофоны, приехавшие из разных стран, они чувствуют себя комфортно и более уверенно, раскрывая свои способности. Успешное взаимодействие друг с другом помогает созданию дружного школьного коллектива.
Участники методического семинара посетили фрагменты уроков в классах с большим количеством детей-инофонов: биологии в 6 классе, английского языка в 10 классе, математики и физики в 8 классе. Учащиеся из театральной студии показали спектакль «Теремок на новый лад», который получился очень интересным и затрагивал тематику сегодняшних взаимоотношений в коллективе. Юные экскурсоводы познакомили гостей семинара с музеем, экспонаты которого рассказывают об истории жизни в разные эпохи становления России.
В своем выступлении Татьяна Васильевна Криворучко рассказала об участии школ с большим количеством детей-инофонов в проектах «Интеграция детей из семей иноязычных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» и «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях Российской Федерации», по итогам которых активно сотрудничают более 90 образовательных организаций из 20 субъектов РФ. Докладчик акцентировала внимание на важности проведения диагностики детей для построения образовательного маршрута, подробно остановилась на теме «Организация языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в процессе обучения в общеобразовательной школе».
Представитель МПГУ Алексей Владимирович Кричкин провел мастер-класс по созданию интерактивных упражнений на платформах: WordWall, LearningApps, Plickers и др., а также продемонстрировал специализированные интернет-ресурсы в помощь современному педагогу для языковой и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов.
Факультет регионоведения и этнокультурного образования и работающая в его составе кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» во взаимодействии с АНО Центр «Этносфера» продолжат оказывать методическую помощь образовательным организациям с большой долей обучающихся с миграционной историей.
Алексей Кричкин, Татьяна Криворучко