Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Методический семинар «Особенности выполнения выпускной квалификационной работы по кафедре рисунка ХГФ ИИИ МПГУ»

Наука

Согласно плану работы кафедры рисунка 4 декабря 2025 года в 12:00 прошёл методический семинар «Особенности выполнения ВКР по кафедре рисунка ХГФ ИИИ МПГУ». Его провела кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка, член СХР и МСХ, ответственная за научную работу кафедры рисунка Каретникова Анна Павловна.

В работе семинара приняли участие аспиранты кафедры рисунка, студенты бакалавриата направления ИЗО и ДО и магистратуры ИЗО в ХО. Всего зарегистрировалось 39 человек, фактически присутствовало 32 человека.

Работа семинара проходила в дистанционном формате на платформе Microsoft Teams.

Выпускник художественно-графического факультета, подходя к завершению своего обучения в стенах вуза, призван проявить себя с трёх сторон: как художник, как учёный и как педагог. В связи с этим и выпускная квалификационная работа, которой руководят преподаватели кафедры рисунка, также состоит и вышеозначенных составляющих. Это творческая серия графических композиций, научно-теоретические изыскания по выбранной теме и учебная программа для обучающихся студии дополнительного образования, общеобразовательной или художественной школы.

Работа над творческой серией графических листов начинается с художественного замысла. Он, как правило, реализуется посредством графической серии. Серийность – отличительная особенность искусства графики. Все композиции серии должны быть связаны: пластически или ритмически, по смыслу, по стилю исполнения, по художественно-материальному воплощению. Кафедра рисунка ведёт три художественно-творческих направления: уникальная графика, печатная графика (эстамп), иллюстрирование книги. Выпускник выбирает то направление, которое отвечает творческому вектору его личности и уровню его художественных умений в той или иной художественной области. Сначала дипломник разрабатывает эскизы графической серии, потом переносит изображения на большой формат и, в заключении, оформляет графические листы в паспарту, раму, под стекло.  Так в общих чертах ведётся работа над творческой частью ВКР.

Вопросы научно-теоретического характера решаются выпускником в ходе написания текстовой части ВКР. Одним из важных пунктов является формулировка темы. Она должна содержать проблему, быть ориентирована на методику преподавания ИЗО-дисциплин и содержать некоторую новизну. Важными моментами при работе с текстом ВКР являются:

– Правильно оформленный титульный лист.

– Соответствие содержания ВКР заявленной теме.

– Грамотно сформулированный научный аппарат (введение).

– Разработанные критерии оценки работ учащихся (методическая часть).

– Наличие прямых цитат в тексте (с указанием в квадратных скобках номера источника из списка литературы и номера страницы).

– Полноценный список литературы, подобранный в соответствии с темой ВКР, достаточный по количеству наименований, с правильно оформленными выходными данными по ГОСТ Р 7.05-2008.

– Проверка в системе Антиплагиат.

Педагогический эксперимент выпускники проводят с учащимися дополнительного образования, общеобразовательной или художественной школы. Здесь кафедра рисунка обращает особое внимание на необходимость связи тематики заданий для учащихся с общей концепцией творческой серии. Например, если студент иллюстрирует былины, то и в учебную программу для школьников он должен включить задания по иллюстрированию. Например, оформление обложки, форзаца, фронтисписа; разработку облика буквицы, концовки, заставки; создание полуполосной или полоской иллюстрации. В методической части текста ВКР, обычно в 3 главе, обязательно должны быть описаны констатирующий, поисково-формирующий и контрольный этапы эксперимента, сформулирована критериальная база.

Обычно кафедра рисунка предлагает составлять текст ВКР из введения, трёх глав, заключения и приложений. На защиту выпускник предоставляет:

  1. Текст ВКР (переплетённый, с электронным носителем в кармашке).
  2. Оформленную серию графических листов.
  3. Стенды с подготовительными материалами (эскизами).
  4. Стенды с материалами педагогического эксперимента.
  5. Портфолио.
  6. Презентацию.

Таким образом в рамках семинара были рассмотрены следующие вопросы:

– рекомендации по написанию текста ВКР;

– особенности воплощения творческого замысла в серии графических композиций;

– основные моменты оформления творческой серии;

– примеры демонстрации стендов с эскизными материалами на защите;

– примеры оформления стендов с материалами педагогического эксперимента;

– подготовка портфолио.

После доклада и демонстрации презентации было проведено обсуждение особо актуальных вопросов, интересующих выпускников ближайших лет. Семинар стал площадкой для обмена мнениями о содержании ВКР, защищаемых по кафедре рисунка, и особенностях их представления на защите перед государственной аттестационной комиссией.

Организаторы мероприятия:

Барциц Рауф Чинчорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рисунка ХГФ ИИИ МПГУ.

Каретникова Анна Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка, член СХР и МСХ.

15 / 12 / 2025

Показать обсуждение