Согласно плану работы кафедры рисунка 4 декабря 2025 года в 12:00 прошёл методический семинар «Особенности выполнения ВКР по кафедре рисунка ХГФ ИИИ МПГУ». Его провела кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка, член СХР и МСХ, ответственная за научную работу кафедры рисунка Каретникова Анна Павловна.
В работе семинара приняли участие аспиранты кафедры рисунка, студенты бакалавриата направления ИЗО и ДО и магистратуры ИЗО в ХО. Всего зарегистрировалось 39 человек, фактически присутствовало 32 человека.
Работа семинара проходила в дистанционном формате на платформе Microsoft Teams.
Выпускник художественно-графического факультета, подходя к завершению своего обучения в стенах вуза, призван проявить себя с трёх сторон: как художник, как учёный и как педагог. В связи с этим и выпускная квалификационная работа, которой руководят преподаватели кафедры рисунка, также состоит и вышеозначенных составляющих. Это творческая серия графических композиций, научно-теоретические изыскания по выбранной теме и учебная программа для обучающихся студии дополнительного образования, общеобразовательной или художественной школы.
Работа над творческой серией графических листов начинается с художественного замысла. Он, как правило, реализуется посредством графической серии. Серийность – отличительная особенность искусства графики. Все композиции серии должны быть связаны: пластически или ритмически, по смыслу, по стилю исполнения, по художественно-материальному воплощению. Кафедра рисунка ведёт три художественно-творческих направления: уникальная графика, печатная графика (эстамп), иллюстрирование книги. Выпускник выбирает то направление, которое отвечает творческому вектору его личности и уровню его художественных умений в той или иной художественной области. Сначала дипломник разрабатывает эскизы графической серии, потом переносит изображения на большой формат и, в заключении, оформляет графические листы в паспарту, раму, под стекло. Так в общих чертах ведётся работа над творческой частью ВКР.
Вопросы научно-теоретического характера решаются выпускником в ходе написания текстовой части ВКР. Одним из важных пунктов является формулировка темы. Она должна содержать проблему, быть ориентирована на методику преподавания ИЗО-дисциплин и содержать некоторую новизну. Важными моментами при работе с текстом ВКР являются:
– Правильно оформленный титульный лист.
– Соответствие содержания ВКР заявленной теме.
– Грамотно сформулированный научный аппарат (введение).
– Разработанные критерии оценки работ учащихся (методическая часть).
– Наличие прямых цитат в тексте (с указанием в квадратных скобках номера источника из списка литературы и номера страницы).
– Полноценный список литературы, подобранный в соответствии с темой ВКР, достаточный по количеству наименований, с правильно оформленными выходными данными по ГОСТ Р 7.05-2008.
– Проверка в системе Антиплагиат.
Педагогический эксперимент выпускники проводят с учащимися дополнительного образования, общеобразовательной или художественной школы. Здесь кафедра рисунка обращает особое внимание на необходимость связи тематики заданий для учащихся с общей концепцией творческой серии. Например, если студент иллюстрирует былины, то и в учебную программу для школьников он должен включить задания по иллюстрированию. Например, оформление обложки, форзаца, фронтисписа; разработку облика буквицы, концовки, заставки; создание полуполосной или полоской иллюстрации. В методической части текста ВКР, обычно в 3 главе, обязательно должны быть описаны констатирующий, поисково-формирующий и контрольный этапы эксперимента, сформулирована критериальная база.
Обычно кафедра рисунка предлагает составлять текст ВКР из введения, трёх глав, заключения и приложений. На защиту выпускник предоставляет:
- Текст ВКР (переплетённый, с электронным носителем в кармашке).
- Оформленную серию графических листов.
- Стенды с подготовительными материалами (эскизами).
- Стенды с материалами педагогического эксперимента.
- Портфолио.
- Презентацию.
Таким образом в рамках семинара были рассмотрены следующие вопросы:
– рекомендации по написанию текста ВКР;
– особенности воплощения творческого замысла в серии графических композиций;
– основные моменты оформления творческой серии;
– примеры демонстрации стендов с эскизными материалами на защите;
– примеры оформления стендов с материалами педагогического эксперимента;
– подготовка портфолио.
После доклада и демонстрации презентации было проведено обсуждение особо актуальных вопросов, интересующих выпускников ближайших лет. Семинар стал площадкой для обмена мнениями о содержании ВКР, защищаемых по кафедре рисунка, и особенностях их представления на защите перед государственной аттестационной комиссией.
Организаторы мероприятия:
Барциц Рауф Чинчорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рисунка ХГФ ИИИ МПГУ.
Каретникова Анна Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка, член СХР и МСХ.













