Научно-методическая активность членов Студенческого научного общества кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета Института детства МПГУ принесла яркий и значимый образовательный продукт — выход в свет двухтомного программно-методического пособия «Чудеса из фольги», разработанного под научным руководством заведующего кафедрой, профессора А.В. Кротковой и профессора Н.В. Микляевой.
Это масштабное издание, состоящее из двух частей, представляет собой авторскую методику художественно-познавательного моделирования из фольги для детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Проект стал итогом многолетней исследовательской, творческой и практической деятельности разновозрастных студенческих команд, объединивших бакалавров и магистрантов в единое проектное сообщество. Среди них – А.И. Гусейнова, А.С. Зайцева, Е.А. Кузина, А.Д. Лапушко, К.В. Потапова, Е.Р. Потапова, А.Е. Шнайдер, К.М. Крылова, Д.А. Старцева и др.
Особую ценность проекту придаёт его студенческая основа: от идеи до публикации — каждый этап был пройден молодыми педагогами и дефектологами под руководством опытных преподавателей. Участники проекта создавали диагностические инструменты, делали портфолио диагностических и коррекционно-развивающих приемов работы с фольгой в рамках индивидуальных и подгрупповых занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Работа над пособием строилась на принципах инклюзивности, междисциплинарности и практико-ориентированности.
Студенты не только изучали теорию развития детского творчества, арт-педагогику и коррекционно-развивающее обучение, но и активно апробировали свои идеи на базах практики — в дошкольных отделениях московских ГБОУ «Школа № 1583» и ГБОУ «Школа № 1529 им. А. С. Грибоедова» , под руководством старшего методиста Л.Ф. Мансарлийской. Именно там, в реальных условиях инклюзивной образовательной среды, рождались, проверялись и совершенствовались игровые практикумы, логопедические квесты и сценарии познавательных занятий. Преподаватели кафедры – доценты М.Н. Ромусик и Н.С. Лавская, старший преподаватель. А.А. Осетрова – курировали научно-методические аспекты апробации данных форм образовательной деятельности в рамках практики работы с детьми с РАС и нарушениями интеллекта, задержкой психического развития.
Успешно апробированная программа и методика «Чудеса из фольги» показывает, как простой и доступный материал — пищевая фольга — может стать мощным инструментом для развития речи, мышления, мелкой моторики, эмоциональной отзывчивости и социального взаимодействия у детей. Она органично сочетает в себе элементы арт-терапии, сенсорного воспитания, STEAM-подхода и игровой деятельности, что делает её универсальной для использования воспитателями, логопедами, дефектологами и психологами.
Пособие соответствует требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО и ФАОП ДО, а также поддерживает ключевые государственные инициативы, такие как «Доступная среда» и Стратегия развития образования детей с инвалидностью до 2030 г. Выпуск пособий стал не просто учебно-методическим достижением, а ярким примером того, как современная педагогическая наука рождается в сотрудничестве поколений, где студенты — не наблюдатели, а полноправные соавторы инноваций.
Поздравляем авторский коллектив и всех участников проекта! Желаем, чтобы «Чудеса из фольги» пробуждали творческий потенциал не только у детей, но и в сердцах педагогов по всей стране!
Кафедра дошкольной дефектологии дефектологического факультета
Института детства