26 мая 2025 г. под председательством главного ученого секретаря президиума РАО, и.о. вице-президента РАО Светланы Вениаминовны Ивановой состоялось очередное заседание Научно-методического совета Российской академии образования. В работе заседания приняли участие члены Научно-методического совета РАО, руководители и сотрудники структурных подразделений, специалисты научных центров Академии.
С сообщением на тему «Буллинг как феномен школьных отношений и объект молодёжной политики» выступили:
Артур Александрович Реан, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета, председатель Научного совета РАО по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся;
Иван Александрович Коновалов, кандидат психологических наук, заместитель руководителя НИР «Агрессия молодёжи и её профилактика» Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета, аналитик, ученый секретарь Научного совета РАО по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся.
А.А. Реан и И.А. Коновалов отметили, что проблема насилия и агрессии среди детей и подростков в школах России сохраняет свою актуальность и требует внимания научного сообщества, администрации образовательных организаций, педагогов и родителей. По определению А.А. Реана, буллинг – это повторяющиеся или склонные к повторению действия, направленные на причинение вреда, унижение или создание стрессовых ситуаций для более уязвимых участников школьного коллектива. Ключевыми характеристиками травли являются неравенство сил, регулярность происходящего, ощущение беспомощности у жертвы и зачастую поддержка или безразличие со стороны свидетелей.
Причины вовлечения в буллинг многогранны: это стратегия повышения статуса в группе, выбор незаметных, склонных к подчинению сверстников в качестве жертв, а также значимая роль «публики» — наблюдателей, без чьего косвенного одобрения акты травли редко обретают регулярный характер. Исследования показывают: чем хуже школьный климат, тем выше уровень выраженной агрессивности среди учащихся.
Согласно обобщённым результатам исследований, проводившихся под руководством А.А. Реана, различные формы буллинга наблюдаются во всех типах образовательных учреждений. За месяц каждый второй ученик сталкивается с вербальной травлей, физической – каждый третий, социальному буллингу подвергается почти каждый второй. Кибербуллинг также набирает распространение, затрагивая почти треть подростков.
Последствия школьной травли могут проявляться спустя годы: опыт виктимизации нередко транслируется на последующих этапах образования и в повседневной социальной адаптации.
Научным коллективом под руководством А.А. Реана разработаны методические пособия для всех участников образовательного процесса: подростков, родителей, педагогов. Материалы содержат информацию о природе буллинга, формировании навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, создании сплочённой среды поддержки. Особое внимание уделяется построению доверительных отношений и коммуникации между учителями, детьми и родителями.
С докладом «Перспективы интеграции психолого-педагогической помощи в реабилитации лиц с нарушениями слуха и сочетанной патологией» выступили:
Светлана Борисовна Лазуренко, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО;
Антон Сергеевич Мочалов, доктор медицинских наук, врач-сурдолог-оториноларинголог, руководитель научно-клинического отдела аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства.
С.Б. Лазуренко и А.С. Мочалова отметили рост числа детей с нарушениями слуха в Российской Федерации. По оценкам ученых, их численность составляет порядка миллиона человек. У трёх из тысячи новорождённых выявляется врождённое снижение слуха, причём в значительном проценте случаев проблема сочетается с другими патологиями – нарушениями зрения, состоянием нервной и других систем.
Важнейшей задачей отрасли становится создание эффективной системы комплексной реабилитации таких детей. В совместном докладе А.С. Мочалова и С.Б. Лазуренко обоснована необходимость интеграции медицинских и психолого-педагогических подходов в организации сопровождения детей с нарушениями слуха, в том числе имеющих сочетанные патологии.
В докладе приведён срез актуальных данных по распространённости дополнительных нарушений: около 40% детей с потерей слуха имеют заболевания нервной системы, 24% – аномалии развития других органов и систем, 12% – патологии зрения. Докладчики подчеркнули, что даже незначительная потеря слуха негативно сказывается на психическом развитии ребёнка и формировании всех компонентов речи.
Выделена многоуровневая структура реабилитации – от ранней диагностики и высокотехнологичного слухопротезирования до образовательного и социального сопровождения. Подробно рассмотрены современные технические средства (слуховые аппараты, аппараты костного звукопроведения, кохлеарные и стволомозговые имплантаты) и показатели эффективности их применения. Приведён собственный клинико-психолого-педагогический опыт исследований: фиксируются различия в типах и этапах слухового и речевого развития детей, подчёркивается роль раннего выявления и постоянного мониторинга.
Особое внимание в докладе уделено подготовке и компетенциям специалистов. Анализ показал существенный дефицит кадров, умеющих разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогической помощи, а также неготовность к междисциплинарному взаимодействию и сотрудничеству с родителями. Для коррекции этих проблем представлены модульные программы повышения квалификации в области аудиологии, слухопротезирования, методов работы с детьми с кохлеарной имплантацией и их семьями. Подчёркнута принципиальная роль родителей, их осведомлённости и образовательных ожиданий в успехе реабилитации.
В заключение С.Б. Лазуренко и А.С. Мочалов выделили перспективные направления работы: создание новых инструментов для диагностики и анализа образовательных потребностей, электронных ресурсов и базы данных компетенций специалистов, внедрение дистанционного консультативного сервиса для семей и профессионалов.
Подчёркнута значимость обновления программ подготовки сурдопедагогов с учётом высокой полиморбидности и индивидуальных различий, а также необходимость методической поддержки семей. Единая система медицинской и педагогической помощи важна для полноценной адаптации детей с нарушениями слуха и сочетанными патологиями в образовательной и социальной среде.
Следующее заседание Научно-методического совета РАО состоится 9 июня 2025 года.