29 мая в Казанском Федеральном университете (г. Казань) состоялось торжественное открытие десятого ежегодного форума по педагогическому образованию. В 2024 году основной темой мероприятия стала стандартизация содержания педагогического образования в странах БРИКС.
Проректор по учебно-методической работе Екатерина Александровна Балабаева приняла участие в форуме, посетив пленарное заседание, а также открытое заседание ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки.
В рамках пленарного заседания можно отметить доклады и.о. вице-президента РАО Виктора Стефановича Басюка, председателя ФУМО Елены Ивановны Казаковой, профессора кафедры психологии образования педагогического факультета Университета Претории Лизель Эберсон.
На пленарной сессии были рассмотрены важнейшие направления деятельности в сфере образования в контексте национальных целей развития Российской Федерации, среди которых обеспечение качества педагогической подготовки, комфортной и безопасной среды для жизни, развитие талантов, разработка методологических подходов к формированию личностных результатов, исследование духовно-нравственных ценностей народов РФ, изучение механизмов успешности, развитие цифровых компетенций, воспитание патриотичной и социально – ответственной личности и др. Были поставлены вопросы повышения эффективности общего образования, перехода от школы академической конкуренции к школе сотрудничества и совместной образовательной деятельности и справедливого образования для всех.
Представители КФУ и организаторы форума в лице директора Института психологии и образования Айдара Минимансуровича Калимуллина и президента IFTE Розы Алексеевны Валеевой поблагодарили гостей форума за неугасающий интерес к мероприятию. Особая благодарность была высказана, в том числе, ректору МПГУ Алексею Владимировичу Лубкову за участие в работе форума в течение нескольких лет.
Во второй половине дня состоялось открытое заседание ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки. С приветственным словом к участникам заседания обратилась председатель ФУМО Елена Ивановна, отметив, что по традиции в рамках заседаний объединения приветствуется принцип открытости и обратной связи.
Первый вопрос повестки касался проекта плана реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Докладчиком выступили Елена Ивановна и начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» Инна Валентиновна Головина. В первую очередь докладчики обозначили нормативные ориентиры, лежащие в основе подготовки Концепции, среди которых Указ президента РФ от 7.05.2024 № 309, а также перечень поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию от 30.03.2024 № Пр-316.
Были представлены результаты работы за 2022-2024 годы и предложения на 2025-2-30 год по нескольким направлениям: обеспечение единства подходов подготовки будущих учителей, совершенствование системы оценки качества подготовки педагогических кадров, развитие кадрового потенциала образовательных организаций, внедрение системы мер по выявлению и сопровождению талантов, включение системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и другие направления.
На роли цифровой трансформации и работе с искусственным интеллектом был сделан особый акцент, отмечена необходимость наращивания государственных цифровых сервисов и обучения студентов и педагогов работе с ними.
Инна Валентиновна поблагодарила педагогические вузы за разработку базовой версии Концепции, которая стала основной разработки итогового документа. Она отметила, что совершенствование системы образования – это общая задача, и «локомотивом» в ее решении выступают педагогические вузы.
Елена Геннадьевна Врублевская, руководитель Центра развития педагогического образования РАО, поделилась результатами мониторингового исследования состояния педагогических образовательных программ в условиях перехода на новую систему образования. Результаты продемонстрировали востребованность педагогических программ дополнительного образования среди выпускников как педагогических, так и классических направлений. Александра Гививна Гогоберидзе, заведующая кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, подняла вопрос соотношения понятий двух квалификаций и второго профиля подготовки. Она отметила, что дополнительное образование – это сумма определенных компетенций, дополняющих и углубляющих базовое образование. Было высказано предложение по созданию сетевых методических сообществ по предметам школьного образования.
В заключение заседания было объявлено о предстоящих заседаниях ФУМО на 2024 год.
Елена Ивановна Казакова поблагодарила присутствующих, отметив, что поставленные на заседании вопросы нуждаются в осмыслении, и ФУМО всегда открыто для предложений и их обсуждения.