25 апреля в рамках VII национальной научно-методической конференции с международным участием «Архитектура университетского образования: стратегические инициативы и эффективные решения» состоялись открытые дискуссии по актуальным вопросам развития образования, организатором которых выступил Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
В работе конференции приняла участие делегация МПГУ в лице проректора по учебно-методической работе Екатерины Александровны Балабаевой, директора Центра развития открытого образования Надежды Борисовны Самойловой, заместителя начальника Учебно-методического управления Аллы Ивановны Акимовой.
Пленарная дискуссия «Стратегические инициативы и эффективные решения» была посвящена обсуждению возможностей эффективного взаимодействия бизнеса, государства и образования. В дискуссии приняли участие ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Максимцев И.А., советник руководителя РОСОБРНАДЗОРА Алтыникова Н.В., депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член Комитета ГД по науки и высшему образованию Пилипенко О.В., Министр образования Пензенской области Комаров А.П., Председатель совета директоров ПО «Кировский завод» Семененко Г.П., зам. ген. директора АО «РЖД Логистика» Гвоздев Н.В.
Участниками дискуссии было отмечено, что от образовательного сообщества требуется динамичное развитие, в основе которого содержательные ценности, системные решения и качественные результаты.
Запросы государства и сферы труда обращены в сторону образования: стране нужны профессионалы, обладающие фундаментальными знаниями и практическим опытом, умеющие адаптироваться под изменяющиеся условия. Современные вызовы обусловили процессы, направленные на совершенствование системы высшего образования, что нашло закрепление и на законодательном уровне. На основании Указа Президента РФ с 2023 года шесть вузов участвует в пилотном проекте, цель которого – создание новой модели высшего образования.
Кроме пленарного формата, была предусмотрена работа дискуссионных площадок по обсуждению вопросов государственной политики в сфере образования, формирования новых подходов в управлении человеческим капиталом, технологического развития и стратегического партнерства с Юго-Восточной Азией и др.
Екатерина Александровна Балабаева приняла участие в качестве эксперта в открытой дискуссии «Новые модели образования в контексте потребностей рынка труда». Вопрос разработки новых моделей образования является одним из важнейших, от решения которого зависит качество подготовки специалистов будущего поколения. Проректор по образовательной деятельности Томского государственного университета Луков Е.В., начальник Учебно-методического управления Санкт-Петербургского горного университета Ларцева С.А., а также представители сферы труда и совета по профессиональным квалификациям обсудили, как при создании модели образования, отвечающей современным вызовам, не утратить традиции и накопленные ценности. Создаваемая модель высшего образования должна гарантировать единство условий и качества подготовки специалиста вне зависимости от того, в каком вузе реализуется программа.
В центре внимания экспертов также оказались вопросы перехода от трансформации формы к трансформации содержания, преодоления разрыва содержания и результатов образования с запросами рынка труда. Екатерина Александровна поделилась опытом МПГУ по внедрению единых подходов к реализации образовательных программ педагогического образования (Ядро высшего педагогического образования) как одного из механизмов решения задач по обеспечению качества образования.
Во второй половине дня обсуждались вопросы национальной системы квалификации в подготовке профессиональных кадров, развития нейросетей и межвузовского сотрудничества.
Надежда Борисовна Самойлова в рамках дискуссионной площадки «Новые инструменты гражданско-патриотического воспитания, самоопределения и профориентации детей и молодежи» в роли эксперта приняла участие в обсуждении возможных моделей сотрудничества представителей органов власти, образовательных организаций, родителей, учителей и обучающихся, а также в обсуждении задач, которые необходимо решить для эффективного взаимодействия всех участников.
В работе открытой дискуссии «Стратегические инструменты в реализации образовательной политики России в межведомственном взаимодействии» приняли участие представители образовательных организаций высшего образования, Рособрнадзора, Государственной Думы. От МПГУ в экспертном обсуждении приняла участие Екатерина Александровна Балабаева.
В ходе дискуссии были обсуждены перспективы взаимодействия учреждений Управления делами Президента РФ, Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования и Министерства культуры, а также задачи, решение которых необходимо для реализации данных перспектив. Были предложены инструменты для более продуктивного межведомственного взаимодействия, в частности, создание электронных сервисов для сбора данных, внедрение которых приведет к снижению бюрократической нагрузки.
Екатерина Александровна, принимая участие в обсуждении дискуссионных вопросов, остановилась на аспекте взаимодействия школы и вуза, отметив, что образовательные программы подготовки педагогов претерпели серьезные содержательные изменения. Задача вуза – выстроить подготовку учителя таким образом, чтобы он смог приступить к профессиональной деятельности уже в процессе обучения, для этого требуется поиск новых форматов практической подготовки, взаимодействия с профессиональным сообществом и сферой труда.
По результатам работы дискуссионной площадки будет сформирован план межведомственного взаимодействия, а также организован сбор предложений по формированию единого информационного портала и программ повышения квалификации цифровых педагогических компетенций.
Учебно-методическое управление