Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал об определении готовности к школе. Мы расскажем, как определить готовность к школе по шести аспектам. В нашем материале представлены методики, которые помогут учителям начальных классов, воспитателям, родителям и всем заинтересованным определить, готов ли ребенок к школе.
Чаще всего дети идут в школу в возрасте от 6,5 до 7 лет, и этот возраст считается идеальным для начала обучения. Однако часто происходят ситуации, когда родители приводят в первый класс шестилеток, а порой и пятилеток. Они аргументируют это тем, что их ребенок уже слишком большой, чтобы ходить в детский сад, и им срочно надо в школу. Поэтому не только учителям начальных классов, но и родителям важно знать критерии готовности детей к школе и уметь самому проверять готовность с помощью различных методик, о которых мы расскажем далее.
Готовность детей к обучению может быть физиологической, психосоциальной, эмоциональной, речевой, интеллектуальной и личностной. Ребенок перед приходом в первый класс должен быть хорошо развит физически, чтобы заниматься 30 минут на уроке, а дальше и целых 45 минут. Ему необходимо уметь договариваться со сверстниками и быть терпеливым, чтобы завести друзей в школе. Главное, сам первоклассник должен хотеть ходить в школу, так как без желания учиться никакие уговоры мамы и папы не заставят ребенка идти в школу с радостью, и будни превратятся в приключение для родителей и головную боль для учителя.
Учеными разработаны различные методы определения уровня готовности к школе. Некоторые из них представлены ниже.
1. Метод определения физиологического развития ребенка
Необходимо попросить дошкольника дотянуться правой рукой до левого уха, ведя руку над головой. Если ребенок справляется с этим без особых усилий и может дотянуться, то скелет развит достаточно. Если же ребенок не может этого сделать, потому что его ручка слишком маленькая, ему приходится наклонять голову, чтобы дотянуться, это говорит о несформированном скелете, такому ребенку будет очень тяжело физически выдерживать школьное обучение.
2. Метод определения психосоциальной готовности
Чтобы проверить психосоциальное развитие ребенка, с ним необходимо побеседовать, посмотреть, как он отвечает «корреспонденту» и как переспрашивает вопросы, если не понял. Можно задать дошкольнику базовые вопросы, не обязательно о школе. Например: «Какое твое любимое животное? Где ты живешь? Есть ли у тебя старшие братья и сестры? Что ты будешь делать, если случайно наступил кому-то на ногу в общественном транспорте?» В норме ребёнок должен поддерживать диалог, отвечать на вопросы «корреспондента», не уходить от темы. Если же все происходит наоборот, то психически и социально дошкольник не развит для посещения школы.
3. Метод определения эмоциональной готовности ребенка
В начальной школе на пути ребенка будет встречаться множество трудностей, с которыми он должен уметь справляться, поэтому он должен быть эмоционально зрелым. Чтобы это определить, можно попросить ребенка нарисовать 6 раз одного и того же человека или предмет. Если ребенок справился с задачей (он закончил рисовать, первый и шестой человек не совсем отличаются, 6 человек похож на человека), то дошкольник может пересилить себя и закончить задание старшего. Если же малыш бросил рисование, последние два человека уже совсем не смахивают на homo sapiens, то в школе такому ребенку будет тяжело выполнять поручения учителя.
4. Метод определения речевой готовности
Необходимо выложить перед дошкольником карточки с рисунками, которые связаны между собой, то есть с помощью них можно придумать рассказ. Это должна быть серия картинок. Попросить ребенка придумать короткое произведение, опираясь на эти карточки. Если у ребенка вышел полноценный рассказ со вступлением, основной частью и заключением, который он без труда придумал и рассказал, то речевая готовность к школе в норме. Если же малыш не может никак даже с подсказками взрослого придумать сказку, рассказать ее самостоятельно, то готовность к школе под вопросом.
5. Метод определения интеллектуальной готовности.
Приготовьте карточки с картинками разных видов (одежда, люди, животные, строения) и попросите ребёнка разложить их на группы по родству, по цветам, по форме и т.п. Если у ребенка все выходит, то интеллектуальная составляющая в норме. Если у ребенка значительные затруднения, то мозг ребенка еще недостаточно развит для посещения школы.
6. Метод определения личностной готовности.
Побеседуйте с ребенком о предстоящем посещении школы. Поспрашивайте о его ожиданиях, что он хочет там увидеть и узнать. Спросите напрямую, хочет ли малыш в школу. Если ребенок готов к школе, то он будет не против пойти в нее, будет хотеть узнать что-то новое и учиться. Если же дошкольник заметно напуган темой о школе, не хочет говорить на эту тему, то есть вероятность, что личностно ребенок еще не готов.
Необходимо проверять готовность каждого, даже самого умного и смышлёного ребенка, чтобы в дальнейшем дошкольнику учеба была только в радость.
Текст: Лада Митрохина, студентка 1 курса факультета начального образования
Редактор: Софья Шустова, студентка 1 курса дефектологического факультета
Картинка: Илья Ефремов, студент 1 курса факультета начального образования
Организатор: Анна Карпова, студентка 5 курса факультета начального образования