В статье директора Института филологии МПГУ, заведующего кафедрой русской классической литературы Е.Г. Чернышевой и доцента кафедры всемирной литературы Института филологии, начальника учебного отдела Института филологии А. В. Анохиной представлен опыт конструирования и реализации пилотной программы базового высшего образования «Русский язык, Литература и История» (44.03.01 Педагогические образование) в Институте филологии МПГУ. Основаниями разработки выступают ценностно-смысловая составляющая суверенной системы образования, отражающая концепцию России как самодостаточного государства-цивилизации, и функционально-компетентностная модель многозадачной профессиональной деятельности учителя в современных условиях. Конституирующей идеей образовательной программы стал интегративный подход в подготовке учителей трех предметов, реализуемый в установлении эффективных меж- и метапредметных связей и профессиональных компетенций. Содержательная и методическая опора на взаимосвязь трех гуманитарных областей обеспечивает подготовку многопрофильного специалиста со сформированной гражданско-патриотической и профессиональной идентичностью, способного осуществлять профессиональную деятельность в различных типах образовательных учреждений (малокомплектные школы, школы с углубленным изучением предметов, полиэтническим составом и т.д.).
Ключевые слова: базовое высшее образование, ценностно-смысловые векторы образования, многозадачность деятельности учителя, различные типы образовательных учреждений, формирование профессиональной идентичности, интегративный подход, межпредметные и метапредметные связи, подготовка учителей русского языка, литературы, истории.
Полный текст статьи: Ценностно-смысловые и методологические основания пилотной программы базового высшего образования «Русский язык, Литература и История»
Для цитирования: Чернышева Е. Г., Анохина А. В. Ценностно-смысловые и методологические основания пилотной программы базового высшего образования «Русский язык, Литература и История» // Наука и школа. 2025. № 1. Часть 2. С. 70–81. DOI: 10.31862/1819- 463X-2025-1-2-70-81.