19 мая 2023 г. состоялся круглый стол «Теоретико-методологические проблемы психологии творчества и одаренности» в рамках научного семинара кафедры психологической антропологии, приуроченный к 90-летию почетного члена РАО, доктора психологических наук, ученицы С.Л. Рубинштейна – Дианы Борисовны Богоявленской.
На семинаре выступила сама Диана Борисовна с докладом «Об одном из примеров противоречий в современной системе образования».
Модераторами встречи стали заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, доцент Луиза Игоревна Адамян и к.психол.н., ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Алексей Сергеевич Обухов.
В научной дискуссии участвовали: Виктор Иванович Слободчиков, д. психол.н., профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории психологической антропологии и профессионального развития педагогов Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви; Владимир Товиевич Кудрявцев, д. психол.н., профессор Дирекции образовательных программ МГПУ, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, член правления философского общества «Диалектика и культура»; Валерий Сергеевич Меськов, д.ф.н., профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института педагогики и психологии, профессор кафедры теологии МПГУ.
Специальным гостем научного семинара стал Александр Владимирович Леонтович, директор Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь».
Как всегда – неторопливо, вдумчиво и очень глубоко – Диана Борисовна рассказывала про свой жизненный и творческий путь, про своих испытуемых и учителей, касалась основных идей разработанной ею теории одаренности. В контексте современной ситуации, когда творчество до сих пор понимается как креативность или высокий уровень способностей, Диана Борисовна указывала на необходимость разведения этих понятий, показывала уровни проявления творчества в контексте Гегелевского понимания единичного, особенного и всеобщего. Именно поэтому, объясняла она, в рамках поставленной извне задачи у субъекта будет проявляться не творчество, а именно продуктивное мышление, которое и путают с творчеством. Творчество связано с самостоятельным, не стимулированным извне целеполаганием.
Отдельно Диана Борисовна остановилась на характеристике личности творческого человека, в структуре которой доминирует бескорыстный познавательный мотив. В современном обществе, действительно, делается упор на необходимость достижения тех или иных результатов, определенного положения и т.п. Однако мотив достижения по своей природе как раз противоположен бескорыстному познавательному мотиву, который и позволяет выйти на самые высокие уровни творческих проявлений.
В заключение Диана Борисовна выразила надежду на то, что парадигма бихевиоризма уйдет из нашей педагогики. Это было очень верное пожелание, поскольку именно это позволит уйти от стимульно-продуктивной модели и даст возможность подлинно творческой самореализации для студентов и их будущих воспитанников.
Событие привлекло к себе внимание довольно широкой аудитории, интересующейся данной проблематикой, включая бывших магистров и бакалавров кафедры психологической антропологии.
Одна из медалей Дианы Борисовны Богоявленской – медаль «За безупречность» – являет собой пример искреннего служения науке, ее идеалам и становится ориентиром для молодого поколения исследователей.
Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023