10 апреля 2024 года на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ в гибридном формате состоялся методологический семинар на тему «Искусственный интеллект в художественном образовании: графические нейросети», подготовленный кафедрой дизайна и медиатехнологий в искусстве.
С кратким вступительным словом выступила Северова Тамара Степановна, заведующий кафедрой дизайна и медиатехнологий в искусстве, кандидат педагогических наук. С обстоятельным докладом выступил Блуднов Григорий Павлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве. Он рассказал о том, как устроены и как работают нейросети, и подробно рассмотрел одно из направлений развития нейротехнологий – так называемые графические нейросети, которые могут визуализировать изображение на основе эскизов, скетчей и зарисовок.
Было представлено видео, показывающее, как рисует нейросеть: от наброска до готовой картины, приведены примеры использования визуализации интерьера на основе рисунка, показано, что графические нейросети являются инновационным инструментом для дизайнера, художника, архитектора, педагога, предоставляя уникальные возможности для получения большого количества вариантов визуализации проекта, стимулирования творчества и погружения в увлекательный процесс получения изображений. Григорий Павлович привел конкретный пример использования графической нейросети на Российском международном молодёжном фестивале «Сириус», который проходил с 29 февраля по 7 марта 2024 года.
Затем были подробно рассмотрены проблемы и особенности использования графической нейросети, возможные риски и пути решения проблем. Особое внимание было уделено применению графических нейросетей в обучении студентов художественно-графических факультетов и направлений подготовки. С помощью таких нейросетей стало возможно быстро получить графический результат. Но работа с нейросетью не должна быть пассивной, главным оценщиком качества изображения должен оставаться человек с художественным образованием. Как инструмент преподавания нейросеть делает процесс обучения не только более продуктивным, но и более захватывающим как для студента, так и для преподавателя.
В работе семинара, очно и дистанционно, приняли участие более 80 человек: преподаватели вузов, школьные учителя, аспиранты и студенты. Мероприятие завершилось ответами на вопросы и обсуждением тех вызовов, которые стремительное развитие искусственного интеллекта ставит перед человечеством.