25 февраля 2025 года на площадке МПГУ состоялось совместное заседание Научного совета РАО по развитию естественно-математического образования и Методологического семинара МПГУ. Тема заседания: «О приоритетах Комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года по развитию учебно-воспитательной среды в общеобразовательных организациях» в рамках реализации Распоряжения Правительства РФ от 19 ноября 2024 года № 3333-р.
Мероприятие началось с торжественного вручения и.о. первого проректора МПГУ В.П. Дроновым Благодарностей ректора МПГУ А.В. Лубкова молодым ученым МПГУ, а также их научным руководителям, за участие в ежегодном Конкурсе молодых ученых РАО. Наград удостоены шесть исследователей МПГУ за научные достижения в области наук об образовании: Гуськова Т.А., Катанаев Н.С., Кузнецова А.А., Подисова А.Ю., Черапкина Т.А., Языков И.И., а также их научные руководители за достижения в области подготовки научно-педагогических кадров: И.Н. Арзамасцева, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Л.С. Подымова.
Руководитель семинара академик РАО Дронов Виктор Павлович выступил с приветственным словом к участникам заседания «Отношение к математическому и естественно-научному образованию, особенно в образовательных организациях, претерпело значительные изменения. Многие славные традиции потеряны. Россия всегда славилась своим математическим образованием, российская математическая школа была одной из самых сильных в мире. Это всё было благодаря тому, что, начиная со школы, математическому и естественно-научному образованию уделялось большое внимание и значение. Повышение качества математического и естественно-научного образования является комплексной проблемой. Начинать надо с дошкольного образования, со школы, и в этом отношении велика роль учителя. Важны аспекты и иного рода: учебники и учебно-методическое обеспечение, практикоориентированность, рекламно-информационная роль. Сегодня необходимо сформировать определенные предложения по повышению качества математического и естественно-научного образования».
Заседание состоялось с участием заместителя директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Министерства просвещения Российской Федерации Костюк Натальи Юрьевны, которая выступила с сообщением «Государственная политика в области развития математического и естественно-научного образования». Наталья Юрьевна отметила, что Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года стал основой для дальнейшей проработки взаимодействия с субъектами РФ. Сегодняшние задачи перед органами исполнительной власти всех регионов – проработать федеральный план мероприятий и синхронизироваться в тех действиях, которые касаются создания условий для повышения качества математического и естественно-научного образования на территории субъектов РФ. Задачи административно-управленческого ресурса: определить региональных координаторов, а также в рамках возможностей федерального ведомства Минпросвещения России есть подведомственные организации, которые активно взаимодействуют с Минпросвещения России, в том числе МПГУ является частью большого процесса. Для сопровождения работы по комплексу мер определена подведомственная организация Минпросвещения России – Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт содержания и методов обучения». Костюк Н.Ю. обозначила, что также ведётся работа по подготовке Стратегии развития образования РФ на период до 2036 года с перспективой до 2040 года.
Председатель Научного совета РАО по развитию естественно-математического образования, член-корреспондент РАО, профессор МПГУ Оржековский Павел Александрович представил доклад «О приоритетах развития учебно-воспитательной среды естественно-научного образования». В своем докладе Павел Александрович уделил особое внимание проблемам развития учебно-воспитательной среды и рассмотрел, что составляет суть этих проблем: о снижении мотивации к обучению, о проблемах неуспеваемости; о дедуктивной логике построения содержания образования по естественно-научным школьным предметам: об острой необходимости учёта межпредметных связей, об интенсивности обучения, о рисках репродуктивной модели обучения. П.А. Оржековским сформированы следующие основные выводы: содержание образования должно быть доступно и соответствовать опыту познания детей; необходимость профессионального обсуждения стратегии и принципов построения программ и учебников; структурирование курсов с учетом межпредметных связей; острая необходимость восстановления права учителей в объективной оценке результатов учения школьников.
В заседании приняла участие представитель Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт содержания и методов обучения» –
заведующий Центром математического и естественно-научного общего образования Волынчук Наталья Ивановна, которая отметила, что впереди предстоит большая работа по реализации Комплексного плана, не только по синхронизации программ разных школьных предметов, но и много содержательной работы.
На заседании выступил академик РАО Николай Дмитриевич Подуфалов на тему «О проблеме оптимизации содержания школьного математического образования». В своём выступлении Николай Дмитриевич рассмотрел вопросы повышения уровня и качества знаний, умений и навыков выпускников «массовой» общеобразовательной школы, т.е. задачи модернизации «массового» математического общего образования, и отметил ряд аспектов Комплексного плана, на которые необходимо обратить особое внимание. Основные выводы, представленные в докладе: решение поставленных задач предполагает дальнейшее развитие профильного общего образования; в Комплексном плане нет прямых конкретных мер, направленных на повышение престижа профессии учителя, на моральное и материальное стимулирование участия учителей в решении важнейших общегосударственных задач, надо ставить вопрос о принятии по этому вопросу дополнительных решений; необходимо провести детальное сопряжение общеобразовательных программ и программ педагогического образования по математике, информатике, физике, химии и биологии, а также сопряжение программ этих предметных школьных курсов между собой; необходимо упростить систему оценки уровня и качества знаний учащихся школ, сделав её прозрачной и для учителей, и для учащихся и их родителей.
Ларченкова Людмила Анатольевна, заместитель председателя Научного совета РАО по развитию естественно-математического образования, заведующий кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО выступила с докладом «О комплексном подходе к направлениям совершенствования обучения физике в общеобразовательных организациях». Людмила Анатольевна обозначила некоторые аспекты образования, на которые можно опереться при реализации Комплексного плана и рассказала, как детализировать мероприятия Комплексного плана. В докладе выделены наиболее актуальные направления совершенствования физического образования в общеобразовательных школах, которые рассмотрены с двух позиций: выявления и усиления позитивных факторов; определение их взаимосвязи и взаимовлияния. Основные выводы, представленные Ларченковой Л.А.: определение оптимального содержания программы по физике не только для профильного, но и для базового образования; разработка требований к учебнику физики по содержанию, структуре, оформлению и др.; содержательное и временное согласование программ по физике и математике, химии, биологии; экспертиза и стандартизация оборудования по физике, поставляемого в школы, разработка механизмов поддержки его работоспособности; совершенствование правил приема на обучение в педагогические вузы по направлению «Физическое образование»; согласование студентам возможности работы учителем с их академической успеваемостью, ограничение нагрузки работающих студентов и молодых учителей; разработка мер, направленных на повышение престижа профессии учителя (физики и др.).
Проректор по дополнительному образованию МПГУ Кудрявцева Дарья Александровна в докладе «Развитие математического и естественно-научного образования в контексте непрерывного образования. Вклад МПГУ» поделилась информацией о новых проектах, которые стартуют в ближайшее время в МПГУ и непосредственно направлены на повышение качества математического и естественно-научного образования, привела данные о реализации программ ДПО в МПГУ, рассказала о роли дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования педагогов, анонсировала проведение Всероссийского круглого стола по вопросам ранней профориентации школьников в целях преодоления дефицита кадров в инженерно-строительной отрасли, который будет проходить 27 марта 2025, в 11:00 на базе МПГУ (регистрация при переходе по QR коду на слайде).
Теремов Александр Валентинович, профессор, профессор МПГУ представил доклад «О пропедевтике естественнонаучного образования в основной школе», в котором обосновывается острая необходимость создания в 5-6-х классах пропедевтического курса «Естествознание». Курс должен быть направлен на формирование у обучающихся эмпирического опыта познания явлений природы. Курс биологии (5-6 классы) с теоретической направленностью не отвечает познавательным возможностям обучающихся. Основные выводы, представленные Теремовым А.В.: разработать федеральный БУП, в котором на паритетной основе с гуманитарными учебными предметами будут зафиксированы учебные часы на изучение ЕН учебных предметов в основной школе; вернуть 2-х часовые ЕН учебные предметы (5-7 классы). Один час на изучение ЕН предметов – путь к деградации ЕНО; усилить межпредметность путем параллельного изучения физики, химии, биологии, начиная с 7-го класса; совершенствовать материальную базу ЕНО и учебники; интегрировать основное общее ЕНО с дополнительным образованием по содержанию и структуре.
Заведующий кафедрой элементарной математики и теории чисел ИМИ МПГУ, профессор Смирнов Владимир Алексеевич в своем докладе «О новой программе по математике для общеобразовательной школы» обозначил современную ситуацию с математическим и естественно-научным образованием в РФ, высказался об изменении подходов в образовании, отметил, что в действующей программе математического образования нет приложений по математике, нет задач с практическим содержанием, нет использования электронных программ. Владимир Алексеевич напомнил о необходимости возвращения к традициям отечественного математического образования. Рассказал о сайтах, популяризирующих математику, в частности сайт https://etudes.ru/ В.А. Смирнов подчеркнул, что для разработки новой программы математического образования необходимо привлекать ведущих специалистов в области школьного математического образования, авторов школьных учебников по математике, заслуженных учителей, учёных и педагогов.
Григорьев Сергей Георгиевич, член-корреспондент РАО, профессор департамента информатики, управления и технологий МГПУ акцентировал внимание на нескольких положениях: о социальном состоянии педагога; о подготовке учителей-математиков; о русских культурно-исторических основах, которые должны быть заложены в курсе математике; о взаимном пересечении определений; о курсе информатики, о трансформации общей системы образования. Сергей Георгиевич напомнил о книге Ю.М. Колягина «История математического образования России» и анонсировал выход своей книги «Развитие инженерной мысли».
После выступления докладчиков директор ИМИ, профессор, учёный секретарь семинара Сергей Дмитриевич Каракозов выступил модератором сессии вопросов и ответов по теме заседания.
В заключении Виктор Павлович Дронов высказался о необходимости разработки фундаментального ядра общего образования, о формировании методологических основ преподавания школьных предметов с целью создания общей конструкции общего образования: методологически, содержательно, структурно. Виктор Павлович подытожил, что необходимо провести «ревизию» содержания и методологии образования. В.П. Дронов привел в пример труды Стёпина Вячеслава Семеновича, выдающегося россйского философа, который писал о постнеклассической науке, где главный принцип – синтез.
В методологическом семинаре в очной и дистанционной форме приняли участие более 120 слушателей, в том числе очно ученые и педагоги МПГУ: директор Института детства А.А. Алмазова, институт изящных искусств Т.А. Желтова, директор Института изящных искусств А.А. Коновалов, директор Института физики, технологии и информационных систем С.В. Лозовенко, директор Института физической культуры, спорта и здоровья А.Г. Михайлов, декан факультета начального образования Института детства М.А. Олейникова, декан факультета дошкольной педагогики и психологии М.Ю. Парамонова, директор Института биологии и химии С.К. Пятунина, заведующий кафедрой Института филологии В.Ф. Чертов, декан географического факультета Е.В. Филатова, декан ХГФ Института изящных искусств К.М. Зубрилин, заведующий кафедрой Института изящных искусств Б.Р. Иофис, помощник проректора Н.А. Маслова,
а также представители организаций: профессор РГСУ, заместитель председателя Научного совета РАО по развитию естественно-математического образования А.Ю. Федосов, начальник департамента математики и физики Института цифрового образования МГПУ В.С. Корнилов, заместитель директора, заведующая лабораторией психологических основ дидактики и методики преподавания ФГБНУ «Федеральный центр психологических и междисциплинарных исследований» Л.А. Паршутина, профессор кафедры методики преподавания химии, биологии, экологии и географии ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» С.А.Волкова, а также специальный гость из Калининграда директор Высшей школы образования и психологии ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им И. Канта» М.В. Храмова.
Широкий охват среди дистанционных участников заседания в т.ч. представители вузов России, школ, организаций ДПО: Алтайский государственный педагогический университет (ИИТиФМО), Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Брянский государственный университет имени И. Г. Петровского, Воронежский государственный педагогический университет, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко, Горно-Алтайский государственный университет, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, Марийский государственный университет, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Новосибирский государственный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Самарский государственный социально-педагогический университет, Севастопольский государственный университет, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Буденновске, Сургутский государственный педагогический университет, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), Тульский государственный университет, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Физико-технический институт Петрозаводского государственного университета, Чеченский государственный педагогический университет, Шадринский государственный педагогический университет, Институт математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, ГБОУ “Школа Содружество”, (г. Москва), гимназия №1 г. Брянска, ГОУ ДПО ТО “ИПКиППРО ТО” (г. Тула), Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования (СОРИПКРО), (г. Владикавказ), Институт развития образования Липецкой области.
За два дня после проведения семинара более 800 человек посмотрели видеозапись трансляции, которая доступна по ссылке https://vkvideo.ru/video-30321356_456240093?list=ln-vWfjSOBezzZKiuZzcK
Программа заседания
Презентация выступления Костюк Н.Ю.
Презентация выступления Кудрявцевой Д.А.
Презентация выступления Ларченковой Л.А.
Презентация выступления Оржековского П.А.
Презентация выступления Теремова А.В.
Доклад выступления Подуфалова Н.Д.