29 октября 2024 года в МПГУ состоялось очередное заседание Методологического семинара университета на тему «Развитие математического и естественно-научного образования в Российской Федерации».
Руководитель семинара, и.о. первого проректора МПГУ, академик РАО Виктор Павлович Дронов отметил: «Семинар посвящен важной теме и одновременно проблеме. В новых современных условиях необходимо определить основы математического и естественно-научного образования прежде всего в школе, потому что очень многое изменилось.
В Министерстве просвещения РФ разрабатывается комплексный план развития математического и естественно-научного образования в школе, который предусмотрит новые подходы, а сегодня необходимо обсудить эти подходы на своём уровне, сформировать определённые предложения, которые будут направлены в Министерство.
Развитие математического и естественно-научного образования очень часто связывают с достижением нашей технологической независимости. Это правильно, это очень важный аспект, без которого современное крупное государство не может существовать. Это еще фактически группа предметов или направлений, которые формируют мировоззренческие основы.
Важно предметное развитие и практико-ориентированность в этом вопросе, потому что от этого зависит развитие наших инженерных школ, развитие современных технологий».
На семинаре выступили представители профессорского – преподавательского состава университета – видные учёные и крупнейшие специалисты в области образования:
Наумов Андрей Витальевич, чл.-корр. РАН, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой теоретической физики им. Э.В. Шпольского. Руководитель лаборатории физики перспективных материалов и наноструктур Института физики, технологии и информационных систем МПГУ. Руководитель Троицкого обособленного подразделения ФИАН им. П.Н. Лебедева представил доклад «Современные технологии как междисциплинарная основа преподавания дисциплин математического и естественно-научного профиля в школе»;
Каракозов Сергей Дмитриевич, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института математики и информатики МПГУ выступил на тему «Новая фундаментальность в науке и математическое образование»;
Пурышева Наталия Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель кафедры Теории и методики обучения физике имени А.В, Перышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ доложила о Концепции содержания физического образования в современной средней школе;
Оржековский Павел Александрович, чл.-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ осветил в своём докладе проблемы подготовки современного учителя химии;
Теремов Александр Валентинович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ рассказал о современных проблемах школьного биологического образования.
На заседании были обсуждены темы, связанные с принятием концепции развития современного математического и естественно-научного образования, направленной на обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации.
Что порождает мотивацию и интерес в учебной деятельности? В чём преимущества условий современной цифровой среды? Должен ли искусственный интеллект обладать филологической базой? Современные функции и задачи учебника? В чём разница восприятия абстрактной алгебры и конкретных образов в геометрии? Чем отличаются понятия «закон» и «закономерность», «состав» и «структура»? Для чего нужен тезаурус? Каковы особенности фрагментарного клипового мышления? Эти и другие вопросы были затронуты в ходе возникшей дискуссии после выступления докладчиков.
Подводя итоги семинара В.П. Дронов обозначил основные направления в развитии школьного образования: междисциплинарный подход; формирование мировоззренческих основ; систематизация понятийной базы; деятельностный подход; развитие методологии преподавания школьных предметов.
«Интерес приходит со знанием!» – В.П. Дронов
В методологическом семинаре в очной и дистанционной форме приняли участие более 50 слушателей, в том числе ученые и педагоги МПГУ: проректор по дополнительному образованию Кудрявцева Д.А., директор Института биологии и химии Пятунина С.К., директор Института физики, технологии и информационных систем Лозовенко С.В., директор Института филологии Е.Г. Чернышева, заведующий кафедрой общей химии Лобанов А.В., а также представители различных вузов и школ России: Алтайского государственного педагогического университета, Воронежского государственного педагогического университета, Донского государственного технического университета, Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, Казанского федерального университета, Российского государственного гуманитарного университета, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета, Ставропольского государственного педагогического университета, Сочинского государственного университета, Северо-Восточного федерального университета, Гимназии №40 г.Барнаул, МАОУ СОШ Центра образования №1 г. Нижний Тагил. Гостями семинара стали учителя физики из 13 образовательных организаций Республики Саха (Якутия), которые проходят повышение квалификации в Осенней школе педагогического мастерства с 28 октября по 4 ноября. Школа организована Институтом физики, технологии и информационных систем МПГУ и Центром развития открытого образования МПГУ.
За два дня после проведения семинара более 500 человек посмотрели видеозапись трансляции, которая доступна по ссылке https://vk.com/video-30321356_456240041?list=ln-ALHnOqzMd6ZbYiH9Su
Презентация выступления Наумова А.В.
Презентация выступления Каракозова С.Д.
Презентация выступления Пурышевой Н.С.