25 марта 2025 года в Главном корпусе МПГУ состоялось очередное заседание Методологического семинара университета на тему «Методологические затруднения педагогов-исследователей».
Докладчиком семинара выступила Иванова Светлана Вениаминовна, академик РАО, доктор философских наук, профессор, главный ученый секретарь президиума Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования», заместитель председателя Экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по педагогике и психологии.
Руководитель семинара академик РАО, и.о. первого проректора МПГУ Виктор Павлович Дронов в своей преамбуле выступления Светланы Вениаминовны сказал: «Проблемам методологии уделяется сейчас недостаточное внимание. Методологические аспекты остаются несколько в стороне и это приводит к не очень хорошим тенденциям в педагогических исследованиях, когда смешиваются различные методологии: методология науки и методология образования и предмета, что является причиной снижения мотивации, так как представители большой науки не понимают специфики образовательного процесса в отборе содержания и трактовке содержания. Стоит отметить, что имеется научная школа выдающегося философа Вячеслава Семеновича Степина, который говорит о постнеклассической науке, а это современный взгляд на систему научных исследований. Благодарим Светлану Вениаминовну за то, что для нашего методологического она подняла чрезвычайно важную тему о методологических затруднениях педагогов-исследователей».
Семинар был организован в помощь педагогам-исследователям и направлен на расширение их возможностей в планировании и проведении качественных научно-педагогических исследований.
С.В. Иванова в своём выступлении представила основные затруднения педагогов-исследователей в тех частях, которые были выявлены на основании ее собственных исследований, полученных в ходе подготовки критериев доказательности диссертационных исследований (размещены на сайте ВАК и РАО): «Во всех вузах страны в разных диссертационных советах и особенно в давно работающих диссертационных советах есть общие проблемы. Было проанализировано более 300 авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по педагогическим наукам. Для чего важно понимать, что есть затруднения и соблюдаются ли рекомендации в виде критериев доказательности? Для чего создавались эти критерии? Для того, чтобы диссертанты, члены диссертационных советов, научные руководители, научные консультанты и эксперты ВАК видели перед собой одни и те же документы. Иногда разговор по методологическим затруднениям как раз обогащается тем, что появляются новые примеры, о которых стоит сказать», – отметила Светлана Вениаминовна
В ходе заседания участники семинара задали интересующие их вопросы и высказывались по теме заседания. Ученый секретарь семинара доктор педагогических наук, профессор, директор Института математики и информатики МПГУ Каракозов Сергей Дмитриевич озвучил вопросы, поступившие от дистанционных участников.
В заключительной части семинара Виктор Павлович Дронов вручил Светлане Вениаминовне Ивановой Благодарность Минобрнауки России «За содействие в решении задач, возложенных на Минобрнауки России».
В методологическом семинаре в очной и дистанционной форме приняли участие более 200 слушателей, в том числе ученые и педагоги МПГУ, представители диссертационных советов МПГУ, студенты и аспиранты МПГУ, а также филиалы МПГУ: Покровский и Ставропольский, представители различных вузов России: Азовский государственный педагогический университет, Алтайский государственный педагогический университет (Бийский филиал им. В.М. Шукшина), Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Волгоградский педагогический университет, Вятский государственный университет, Иркутский государственный университет, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, Кубанский государственный университет (филиал в г. Славянске-на-Кубани), Луганский государственный педагогический университет, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Северо-Восточный федеральный университет, Севастопольский государственный университет, Тверской государственный университет, Тверской НЦ РАО, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томский государственный педагогический университет, Тульский государственный университет, Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования, Херсонский аграрный университет, Чеченский государственный педагогический университет и др.
Одним из гостей семинара стала А.В. Фахрутдинова заведующий кафедрой иностранных языков в сфере международных отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
За два дня после проведения семинара более 1500 человек посмотрели видеозапись трансляции, которая доступна по ссылке https://vkvideo.ru/video-30321356_456240116?list=ln-YjeLkQXMoNMKd5QFkV