Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Сведения о зачислении и конкурсные списки

Год защитника отечества. 80 лет Победы

На методологическом семинаре МПГУ профессор Семья Г.В. представила доклад «Субъективное благополучие современных подростков»

Новости МПГУ

На очередном заседании Методологического семинара МПГУ, которое состоялось 27 мая 2025 года в главном корпусе университета в традиционной очно-дистанционной форме, в рамках Десятилетия детства в России обсудили тему «Субъективное благополучие современных подростков».

Докладчик семинара доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в РФ Десятилетия детства, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Семья Галина Владимировна рассмотрела теоретико-методологические подходы в изучении субъективного благополучия современных подростков и представила результаты проведенных исследований по оценке качества жизни детей в РФ.

Исследования проводились в рамках Плана мероприятий, принятых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года (в соответствии с Указом Президента РФ от 29.05.2017 года № 240), оператором которого является Минпросвещения России.

В своем выступлении Галина Владимировна представила понятийный аппарат исследования, отметила, что за последние два десятилетия сформировалась новая парадигма в изучении человека, которая заключается в изучении его стремления к благополучию.

Термин «Субъективное благополучие» не имеет четкого определения.  Каждая страна сама определяет показатели субъективного благополучия. В термин «Субъективное благополучие» входят такие понятия как качество жизни, счастье, удовлетворенность жизнью, позитивный эффект и пр. Слово «субъективное» подчеркивает позицию ребенка, т.е. ребенок сам оценивает своё благополучие.

В докладе изложен подход, предложенный авторским коллективом под руководством Г.В. к понятиям: «Благополучие ребенка» и «Индекс детского благополучия».

Благополучие ребенка — состояние ребенка, сформированное при совокупном влиянии социальных, экономических, культурных, психологических и физических факторов на жизнь детей сейчас, в прошлом и в будущем, и направленных на поддержку и улучшение его физического и психологического здоровья, удовлетворение основных жизненных потребностей, обеспечение качественным образованием, возможностями развития в соответствии с его потребностями и возможностями, в условиях безопасности и при участии самих детей, включая их субъективную оценку благополучия.

Индекс детского благополучия — индикатор нормативного положения детей и семей, их качества жизни с точки зрения поставленных страной (регионом/ сообществом) целей, и уровень которого определяется заданными параметрами и доступностью определенного набора благ.

Г.В. Семья рассказала о международной практике построения индекса благополучия детей, а также о российском опыте разработки модели оценки детского благополучия.

В докладе были приведены результаты оценки детского благополучия в РФ, полученные за последние четыре года, выборка исследования составила около двухсот тысяч человек из пятидесяти регионов РФ. Категории респондентов, принявших участие в исследованиях: нормотипичные дети; особо уязвимые категории обучающихся; подростки, поживающие на «неблагоприятных территориях»; представители отдельных этнических групп; дети из разных типов семей; дети с разными условиями обучения.

В результате проведенного исследования сформированы мишени (проблемные области), на которые необходимо обратить особое внимание:

  • Снижение ценности образования для будущей «нормальной жизни»
  • Буллинг в образовательной среде и кибербуллинг в социальных сетях
  • Условия инфраструктуры для физической активности
  • Учет мнения подростков (для ряда целевых групп)
  • Неразвитость института наставничества
  • Качество повседневной жизни

Также Г.В. Семья отметила, что в настоящее время вся государственная политика направлена на увеличение демографических показателей страны. Недавно создан совет при Президенте РФ по реализации государственной демографической и семейной политики, на котором практически все обсуждения посвящены тому, как поддерживать многодетную семью. Отметила, что в рамках государственной политики по детскому благополучию делается очень много.

«Сейчас мы готовим новое обследование, в котором примут участие уже все субъекты Российской Федерации, и вместе с этим мы будем делать портрет современного ребёнка дошкольника, младшего школьника и подростка и оценивать условия его благополучия», – завершила свое выступление Галина Владимировна.

По завершению семинара в ходе дискуссии руководитель семинара, академик РАО, и.о. первого проректора МПГУ Дронов Виктор Павлович и ученый секретарь семинара, доктор педагогических наук, профессор, директор Института математики и информатики МПГУ Каракозов Сергей Дмитриевич вместе с участниками заседания задали Галине Владимировне интересующие их вопросы о проводимом исследовании и обработке полученных данных. Виктор Павловичи и Сергей Дмитриевич отметили большую проделанную работу Семья Галиной Владимировной и руководимым ей коллективом, а также поблагодарили её за нужное и важное исследование. «Это очень большой пласт важного погружения во внутренний мир ребенка. Изучение разрыва, который объективно существует между представлением родителей о том, счастлив ли их ребенок и насколько благополучно он себя ощущает и субъективным ощущением ребенка, это важное дело, которое касается не только каждой школы, но и каждой семьи», – отметил В.П. Дронов.

В методологическом семинаре в очной и дистанционной форме приняли участие более 50 слушателей, в том числе ученые и педагоги МПГУ, а также представители различных вузов России: Алтайский государственный педагогический университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Брянский государственный университет, Вятский государственный университет, Горно-Алтайский государственный университет, Мичуринский государственный аграрный университет, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Псковский государственный университет, Чеченский государственный педагогический университет и др.

 

Видеозапись семинара доступна по ссылке https://vkvideo.ru/video-30321356_456240154?list=ln-Vhgyo6MOZsFtecyqZI

Презентация выступления Семья Г.В.

Благодарим за фотосъемку Савина Сергея Леонидовича.

 

02 / 06 / 2025

Показать обсуждение